Задержка психомоторного развития (ЗПР) у ребенка

Задержка психомоторного развития (ЗПР) у ребенка
    Содержание:

Раннее развитие психоэмоциональной сферы ребенка – это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют и генетические факторы, и внешняя среда. Базовые психические функции включают правильное восприятие окружающего мира, возможность произвести целенаправленное действие, мышление. Из этих функций вытекают более сложные и комплексные: память, речь, внимание, эмоции, воля, поведение и пр.

На ранних этапах развития ребенка психические и моторные функции тесно взаимосвязаны. Причин, которые приводят к нарушениям и задержке развития множество, в зависимости от этого в медицине выделяют следующие варианты:

  • Задержка и недоразвитие психических функций постоянного необратимого характера – олигофрения.
  • Полностью или частично обратимая задержка развития.
  • Повреждение после периода нормального развития – деменция.
  • Нарушения развития вследствие зрительного или слухового дефицита при нарушениях работы соответствующих сенсорных систем.
  • Варианты искаженного развития психики – детский аутизм, синдром Аспергера.
  • Нарушение гармоничности психики – психопатия. (В.В.Лебединский, 2003)

Диагностикой и лечением различных вариантов задержки развития у детей занимается детская психоневрология. Под «задержкой» понимается относительное снижение темпа психомоторного развития ребенка по сравнению со сверстниками (что как правило, четко отражено в возрастных нормах и критериях).

В отличие от прочих поражений нервной системы, задержка психомоторного развития всегда начинается с самого раннего детства, без предшествующего нормального периода, без обострений и ремиссий (что характерно больше для психических расстройств). По мере того, как ребенок растет, ЗПР постепенно сглаживается вплоть до школы. Если ее признаки остаются и в более старшем возрасте, следует думать об олигофрении (А.П.Скоромец, 2011).

Поскольку в раннем детстве двигательные функции тесно связаны с психическими, у младенцев задержка развития проявляется как правило, запаздыванием появления двигательных навыков. Ребенок долго не может научиться фиксировать взгляд, удерживать головку, переворачиваться, затем сидеть, произносить звуки и пр.

зпр у ребенка

После трехлетнего возраста основные проявления ЗПР переходят от двигательной в сторону психоэмоциональной сферы и аномалий социального поведения. На первый план выступают задержка речи, нарушения контроля эмоций, сложности в общении. Часто это маскирует интеллектуальный дефицит, который в школьном возрасте отчетливо проявляется в трудностях счета, понимания величины и размеров, скудных познаниях окружающего мира. Таким детям трудно пересказать прочитанное, понимать скрытый смысл в силу преобладания наглядно-образного мышления над логическим (связанным с внутренней речью), инерции психических процессов, их быстрой истощаемости.

Хотя синдром обратимой ЗПР полиэтиологичен, основной причиной его, как правило, служит поражение нервной системы до или сразу после родов. В роли повреждающих факторов могут выступать как непосредственно родовые травмы, так и кислородное голодание (асфиксия). В меньшем числе случаев причиной ЗПР могут быть врожденные болезни, гидроцефалия, аномалии развития нервной системы.

Чем раньше начато лечение задержки развития, тем больше шансов на полное восстановление. Это относится, в основном, к последствиям родовых травм, когда у ребенка четко обнаруживается остеопатическая дисфункция.

По исследованиям остеопатов, у детей с ЗПР часто выявляются внутрикостные повреждения , смещения костей черепа от нормального положения, компрессия сфено-базилярного синхондроза и прочие повреждения, которые можно устранить остеопатическими методами.

При этом прослеживается строгая закономерность: повреждение, которое можно устранить за один сеанс сразу после родов, в трехмесячном возрасте уйдет после 3-5 сеансов, в возрасте года понадобится 2-3 курса, а в двухлетнем возрасте организм адаптируется к повреждению так, что его можно только скомпенсировать, но устранить уже не удастся.

Методики, применяемые при остеопатическом лечении ЗПР:

  • Декомпрессия сфенобазилярного синхондроза (СБС).
  • Дренаж венозных синусов и разгрузка желудочков при повышенном внутричерепном давлении, гидроцефалии.
  • Выравнивание и балансировка положения костей черепа (у детей это возможно, поскольку большая часть кости еще не успела окостенеть и представлена гибкой хрящевой тканью).
  • Выравнивание натяжения мембран.
  • Корректировка краниосакрального механизма и пр.

Оценить возможность лечения и дать прогноз в каждом конкретном случае можно лишь после очного осмотра ребенка врачом в клинике. Принципиальных противопоказаний для остеопатии у детей практически нет, поскольку подобрать подходящие методы можно почти всегда. Наши доктора имеют большой опыт работы с маленькими детьми и всегда рады сделать всё возможное для того, чтобы ваш малыш выздоровел как можно скорее!

Почебут Галина Николаевна
Автор статьи:
Почебут Галина Николаевна
Остеопат, врач-ортопед. Специализация: проблемы опорно-двигательного аппарата у детей, головные боли, неврозы у детей, лечение заикания.
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
5/5 звезд
1 голос
 

Комментарии:

Улжан
Улжан2017.07.03 06:34:20 
Здаствуйте ! Моему ребенку год и 10 месяцев, не ходит, не разговаривает,раздражительный,подскажите что мне нужно сделать,чтоб все нормализовалось?
Администратор
Администратор2017.08.08 11:58:34 

Здравствуйте! Запишите ребенка на прием к неврологу или остеопату, сами Вы ничем помочь не сможете.

Оставить комментарий
Новый комментарий:
 

Читайте также:

`Готов` ли ребенок к визиту к врачу-остеопату?

Удивительно, но среди некоторых родителей бытует мнение, что ребенок должен быть как то готов к тому или иному лечению. Самое интересное, что находятся и специалисты, которые эту мысль, к сожалению, поддерживают.

Остеопатия при «неправильной» форме головы у детей, или можно ли исправить форму головы?

В данной статье хотелось бы ответить на вопросы о том, по каким причинам у ребенка формируется «неправильная» форма черепа, к каким последствиям это может привести, как это профилактировать и что делать, если эта проблема уже имеет место быть.

Мышечная дистония у детей

Мышечная дистония у ребенка - совсем не редкий диагноз у педиатра или детского невролога. Часто с мышечной дистонией«рука об руку» идут такие диагнозы как: перинатальная энцефалопатия или гипоксически-ишемическая энцефалопатия. Ишемия головного мозга чаще всего и отражает причину, приводящую впоследствии к дистонии мышц.

Новости остеопатии
Будьте здоровы в Новом году!
2018-12-30

Доктор Кутузов и весь коллектив центра «Остеопат» поздравляет вас с наступающим Новым годом и грядущим Рождеством!

В Санкт-Петербурге прошли совещания, в которых приняли участие крупнейшие остеопаты России
2018-12-18

11 декабря в Санкт-Петербурге состоялись несколько важных для остеопатии событий: заседание Профильной комиссии Минздрава, совещание руководителей остеопатических учебных заведений и конференция «Организация работы медицинских учреждений, оказывающих остеопатическую помощь населению».

Утверждена новая официальная программа профпереподготовки остеопатов!
2018-11-22

В Приказе №655н от 28 сентября Минздрав утвердил количество часов, необходимых для профессиональной переподготовки остеопатов: 3504 часа.

Новые статьи
Коррекция зрения и остеопатияКоррекция зрения и остеопатия

Как бы удивительно это не звучало, но с помощью остеопатии можно решить ряд проблем со зрением. Какие же офтальмологические заболевания лечит остеопат?

Пяточная шпора: причины, симптомы, лечение остеопатией

В этой статье мы рассмотрим такую проблему, как пяточная шпора. Как же она образуется? Возможные варианты лечения. И можно ли избавиться от нее навсегда? Роль остеопатии в лечении пяточной шпоры.