В России отсутствует система страхования профессиональной ответственности врачей, что приводит к необоснованно жестоким наказаниям. По словам профессора Леонида Рошаля, президента Национальной медицинской палаты, «если всё пойдёт такими темпами, то всех врачей пересажают, и лечить будет некому». Поэтому Нацмедпалата (НМП) и Следственный комитет РФ объединились, чтобы внести изменения в УК РФ.
Во многом старт этому процессу дала история гематолога Елены Мисюриной, которую Рошаль назвал «беспределом». Именно после ситуации с ней вскрылось, насколько беззащитными являются врачи перед родственниками, которые зачастую желают не справедливости, а материальной компенсации. НМП сыграла большую роль в деле Мисюриной — во многом благодаря заступничеству профессионального сообщества Елену освободили.
Параллельно с судом над Мисюриной СК РФ начал разработку поправок в Уголовный кодекс, мотивируя это увеличением количества жалоб на врачей со стороны пациентов. Однако предлагаемые комитетом изменения были направлены на ужесточение наказания — и НМП не могла оставить это без внимания.
В итоге была создана рабочая группа СК РФ и НМП с целью изменить законодательство таким образом, чтобы удовлетворить интересы пациентов и защитить права врачей. На первом этапе группе удалось откорректировать изначальные предложения следователей.
В частности, у НМП возникли вопросы к дополнению к статье 124.1 «Ненадлежащее оказание медицинской помощи» и «Нарушение медицинским работником своих профессиональных обязанностей, если это повлекло по неосторожности гибель плода человека и/или причинение тяжкого вреда здоровью». Эксперты Нацмедпалаты поинтересовались, за какие именно нарушения врачей необходимо будет наказывать, и считаются ли нарушениями осложнения, возникшие в результате лечения?
Леонид Рошаль снова подчеркнул, что согласно мнению НМП, наказывать врачей нужно только за умышленные действия, которые причинили вред пациенту.
Кроме того, у НМП возникли вопросы касательно юридического положения «плода», не являющегося субъектом уголовного права в соответствии с действующим законодательством РФ. Зыбкость терминологии может привести к новым судебным искам. В результате совещания, в котором приняли участие следователи, эксперты НМП и Минздрава, акушеры-гинекологи, судмедэксперты, патологоанатомы, реаниматологи и микропедиатры, понятие «плод» было исключено из статьи.
Из документов был изъят и термин «ятрогения» — ухудшение эмоционального или физического состояния пациента в результате непредумышленных действий медиков.
Наконец, в завершении Рошаль встретился с Александром Бастрыкиным, председателем СК РФ. Было решено продолжать разработку уголовной базы, в том числе проработать возможные наказания для врачей, не включающие в себя лишение свободы.
Цель профессионального сообщества, которое представляет НМП, — защитить медработников от несправедливости и необоснованно жестоких наказаний.
Расстройства нервной системы могут повлечь за собой проблемы с психоэмоциональным фоном, одной из которых является синдром ММД, или минимальная мозговая дисфункция.
Современный мир полон стресса. Переработки, сидячий образ жизни, отсутствие времени на хобби и встречи с близкими, а также тревожные мировые события — всё это влияет на состояние психики.