Помощь остеопата при задержке речи и гипервозбудимости у ребенка

Помощь остеопата при задержке речи и гипервозбудимости у ребенка

Пациент А, мальчик четырех лет. На прием его привела мама, которая рассказала, ее сын в свои 4 года почти не мог говорить, отставал в развитии от сверстников, был очень возбудимым, капризным, вел себя неадекватно.

В поликлинике ребенку был поставлен диагноз: «Синдром гипервозбудимости, дислалия на фоне гипоксически-ишемического повреждения головного мозга», что означало бессилие врачей чем-то помочь. Родителям было рекомендовано отдать его в специализированный детский сад для глухонемых, объясняя это тем, что у ребенка повреждены центры речи в головном мозге. Мальчик был обречен на инвалидность.

При осмотре остеопата: обнаружены грубые повреждения структур черепа и шеи, произошедшие во время родов (у матери были стремительные роды). На первом же сеансе проведена их коррекция. Эффект появился уже с первой процедуры, раз от раза ребенок становился все адекватнее, после четвертого сеанса появилась речь.

Все лечение заняло полтора месяца, мальчик стал вести себя абсолютно адекватно, как и все дети, его приняли в обычный садик. С тех пор прошло несколько лет, ребенок растет абсолютно нормальным, ходит в обычную школу и имеет абсолютно нормальную успеваемость.

Малашенкова Надежда Владимировна
Автор статьи:
Малашенкова Надежда Владимировна
Доктор остеопатии, семейный врач. Специализация: семейная медицина, лечение детей с новорожденности, сопровождение беременности и родов, болезни внутренних органов.
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
4/5 звезд
6 голосов
 

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 

Читайте также:

Задержка психомоторного развития (ЗПР) у ребенка

Раннее развитие психоэмоциональной сферы ребенка – это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют и генетические факторы, и внешняя среда. Базовые психические функции включают правильное восприятие окружающего мира, возможность произвести целенаправленное действие, мышление. Из этих функций вытекают более сложные и комплексные: память, речь, внимание, эмоции, воля, поведение и пр.

На ранних этапах развития ребенка психические и моторные функции тесно взаимосвязаны. Причин, которые приводят к нарушениям и задержке развития множество, в зависимости от этого в медицине выделяют следующие варианты:

  • Задержка и недоразвитие психических функций постоянного необратимого характера – олигофрения.
  • Полностью или частично обратимая задержка развития.
  • Повреждение после периода нормального развития – деменция.
  • Нарушения развития вследствие зрительного или слухового дефицита при нарушениях работы соответствующих сенсорных систем.
  • Варианты искаженного развития психики – детский аутизм, синдром Аспергера.
  • Нарушение гармоничности психики – психопатия. (В.В.Лебединский, 2003)

Диагностикой и лечением различных вариантов задержки развития у детей занимается детская психоневрология. Под «задержкой» понимается относительное снижение темпа психомоторного развития ребенка по сравнению со сверстниками (что как правило, четко отражено в возрастных нормах и критериях).

В отличие от прочих поражений нервной системы, задержка психомоторного развития всегда начинается с самого раннего детства, без предшествующего нормального периода, без обострений и ремиссий (что характерно больше для психических расстройств). По мере того, как ребенок растет, ЗПР постепенно сглаживается вплоть до школы. Если ее признаки остаются и в более старшем возрасте, следует думать об олигофрении (А.П.Скоромец, 2011).

Симптомы задержки психомоторного развития

Поскольку в раннем детстве двигательные функции тесно связаны с психическими, у младенцев задержка развития проявляется как правило, запаздыванием появления двигательных навыков. Ребенок долго не может научиться фиксировать взгляд, удерживать головку, переворачиваться, затем сидеть, произносить звуки и пр.

зпр у ребенка

После трехлетнего возраста основные проявления ЗПР переходят от двигательной в сторону психоэмоциональной сферы и аномалий социального поведения. На первый план выступают задержка речи, нарушения контроля эмоций, сложности в общении. Часто это маскирует интеллектуальный дефицит, который в школьном возрасте отчетливо проявляется в трудностях счета, понимания величины и размеров, скудных познаниях окружающего мира. Таким детям трудно пересказать прочитанное, понимать скрытый смысл в силу преобладания наглядно-образного мышления над логическим (связанным с внутренней речью), инерции психических процессов, их быстрой истощаемости.

Причины ЗПР и возможности лечения остеопатией

Хотя синдром обратимой ЗПР полиэтиологичен, основной причиной его, как правило, служит поражение нервной системы до или сразу после родов. В роли повреждающих факторов могут выступать как непосредственно родовые травмы, так и кислородное голодание (асфиксия). В меньшем числе случаев причиной ЗПР могут быть врожденные болезни, гидроцефалия, аномалии развития нервной системы.

Чем раньше начато лечение задержки развития, тем больше шансов на полное восстановление. Это относится, в основном, к последствиям родовых травм, когда у ребенка четко обнаруживается остеопатическая дисфункция.

По исследованиям остеопатов, у детей с ЗПР часто выявляются внутрикостные повреждения , смещения костей черепа от нормального положения, компрессия сфено-базилярного синхондроза и прочие повреждения, которые можно устранить остеопатическими методами.

При этом прослеживается строгая закономерность: повреждение, которое можно устранить за один сеанс сразу после родов, в трехмесячном возрасте уйдет после 3-5 сеансов, в возрасте года понадобится 2-3 курса, а в двухлетнем возрасте организм адаптируется к повреждению так, что его можно только скомпенсировать, но устранить уже не удастся.

Методики, применяемые при остеопатическом лечении ЗПР:

  • Декомпрессия сфенобазилярного синхондроза (СБС).
  • Дренаж венозных синусов и разгрузка желудочков при повышенном внутричерепном давлении, гидроцефалии.
  • Выравнивание и балансировка положения костей черепа (у детей это возможно, поскольку большая часть кости еще не успела окостенеть и представлена гибкой хрящевой тканью).
  • Выравнивание натяжения мембран.
  • Корректировка краниосакрального механизма и пр.

Оценить возможность лечения и дать прогноз в каждом конкретном случае можно лишь после очного осмотра ребенка врачом в клинике. Принципиальных противопоказаний для остеопатии у детей практически нет, поскольку подобрать подходящие методы можно почти всегда. Наши доктора имеют большой опыт работы с маленькими детьми и всегда рады сделать всё возможное для того, чтобы ваш малыш выздоровел как можно скорее!

Дислексия у детей

Дислексия – нарушение деятельности мозга, характеризующееся трудностями в распознавании слов и букв у нормально психически и интеллектульно развитого ребенка. Дислексия проявляется не только трудностями в обучении, но и нарушением пространственного ориентирования, способности к самоорганизации и анализированию.

Как правило, дети страдающие дислексией могут быть весьма способными в других сферах, но, для дальнейшего развития ребенка и нормального его обучения, крайне важно найти причины заболевания и, как можно скорее, их устранить.

ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

К признакам дислексии можно отнести следующее:

  • при чтении ребенок пропускает слова, предложения, а иногда и целые абзацы;
  • трет глаза, жалуется на головную боль после чтения;
  • близко подносит книгу к глазам при чтении;
  • ребенок испытывает затруднения с запоминанием и воспроизведением даже самых простых геометрических фигур и др.

Стоит заметить, что некоторые из вышеперечисленных признаков могут являться проявлением проблем со зрением, а не признаками дислексии. Поэтому, для постановки правильного диагноза, ребенка необходимо показать хорошим специалистам.

Выделяют несколько видов дислексии:

1.По причинам возникновения:

  • первичная дислексия имеет наследственный характер, мальчики страдают ею в три раза чаще, чем девочки;
  • вторичная дислексия возникает еще во внутриутробном периоде из-за нарушений гормонального развития.
  • дислексия травмы – вследствие различных родовых травм.

2. По различным последствиям:

  • визуальная дислексия – ребенок не способен правильно писать буквы, цифры;
  • аудиальная дислексия – у ребенка возникают трудности со слуховым восприятием.

Основной причиной дислексии у детей является нарушение функции определенных отделов головного мозга, отвещающих за познавательную деятельность.

ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ ОСТЕОПАТИЧЕСКИМИ МЕТОДИКАМИ

Эффективным методом лечения дислексии является остеопатия, в отличие от классической медицины. Последняя не устраняет главного – причины, вызывающей дисфункцию головного мозга, а лишь предлагает альтернативные обучающие методики, не избавляющие от неправильного восприятия, а обучающие с ним жить.

лечение дислексии

Остеопатические методики нацелены на устранение причины, вызвавшей дислексию в каждом отдельном случае. В чем же заключается суть данных методик? Краниосакральная терапия, применяемая врачами-остеопатами, ведет к устранению механических компрессий, путем воздействия на кости и мягкие ткани, способствует восстановлению нормальной функции головного мозга. Стоит помнить о том, что в черепе есть более 20 костей, каждая из них в определенной степени подвижна. При рождении череп ребенка относительно мягкий, поэтому вследствие родовой травмы возможно смещение костей, вызывающее компрессию отдельных структур головного мозга, отвечающих за накапливание и использование опыта. А мельчайшие направленные манипуляции, ведущие к восстановлению нормальной физиологической подвижности костей черепа, позволяют устранить функциональные нарушения.

Остеопатия поможет как устранить уже имеющуюся дислексию, так и профилактировать ее развитие. Остеопатические методики можно применять у детей любого возраста благодаря их безболезненности и безопасности.

Повышение внутричерепного давления у детей (внутричерепная гипертензия)

Внутричерепная гипертензия является довольно распространенным нарушением, заключающимся в повышении давления спинномозговой жидкости внутри черепа.

За счет чего формируется внутричерепная гипертензия у детей?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к анатомии. Головной мозг в черепе располагается подвижно. Кровь и спинномозговая жидкость находятся в постоянном движении, омывая головной мозг, снабжая его питательными веществами и кислородом. Из спинномозгового канала ликвор попадает в желудочки головного мозга, после возвращается обратно через венозные синусы. Скорость движения ликвора и крови может разниться в зависимости от физической активности человека. При этом отмечается повышение внутричерепного давления, но это является вариантом нормы, это физиологично. Около 85% черепной коробки занимает головной мозг, 8% - кровь, 7% - спинномозговая жидкость. Нормативные значения внутричерепного давления достигаются путем поддержания этих пропорций. В случае увеличения объема мозга, накапливается спинномозговая жидкость, это вызывает нарушение циркуляции крови и повышение внутричерепного давления. А это является весьма серьезной патологией.

Причины внутричерепной гипертензии у ребенка

Внутричерепное давление повышается и у совершенно здоровых детей при любой физической активности. Но это повышение является кратковременным и в спокойном состоянии приходит в норму. Беспокоиться стоит в том случае, когда внутричерепное давление повышено постоянно. Каковы же причины?

Первопричиной внутричерепной гипертензии является патологическое увеличение объема ликвора, крови или мозговой ткани, а происходит это из-за следующих патологий:

  • Гидроцефалия – нарушение оттока ликвора и, как следствие, накопление его в желудочках головного мозга, чаще является врожденным заболеванием.
  • Опухоли.
  • Черепно-мозговая травма может привести к формированию гематомы, отека мозга, что, в свою очередь, ведет повышению внутричерепного давления из-за увеличению объема мозга.
  • Быстрое срастание швов черепа и родничка.
  • Менингиты, энцефалиты за счет воспаления оболочек головного мозга приводят к его увеличению.

Симптомы

Заподозрить развитие данной патологии можно еще во внутриутробном периоде, если есть тяжелые инфекции у матери, гипоксия плода, асфиксия при родах, недоношенность, родовые травмы.

К основным признакам внутричерепной гипертензии у новорожденных и грудных детей относятся:

  • выбухание и пульсация родничка;
  • чрезмерный рост головы с непропорциональностью ее размеров;
  • расхождение швов черепа;
  • судороги;
  • хорошо выраженный венозный рисунок на коже – «мраморность»;
  • тремор подбородка;
  • обильные и частые срыгивания, рвота, как следствие плохие прибавки веса;
  • беспокойство, плач, нарушение сна;
  • отставание в психомоторном развитии.

Лечение внутричерепного давления

Лечение требует комплексного подхода и зависит от вызвавшей его причины.

  1. Медикаментозная терапия. Лечение назначается неврологом, применяются препараты, улучшающие кровоснабжение мозга, мочегонные препараты.
  2. Хирургическое вмешательство неизбежно при гидроцефалии, некоторых черепно-мозговых травмах, злокачественных опухолях.
  3. Физиопроцедуры и массаж.
  4. Остеопатические техники. С их помощью врач-остеопат устраняет препятствия, вызывающие нарушение циркуляции ликвора и крови.

Стоит отметить, что в решении данной проблемы необходим комплексный подход. При подозрении у ребенка повышенного внутричерепного давления, как можно скорее стоит обратиться к опытному неврологу или остеопату. Чем быстрее будут приняты меры, тем больше вероятность положительного результата лечения.

Повышение внутричерепного давления у детей

О клинике

В нашем остеопатическом центре найдет помощь абсолютно любой пациент: и пожилой человек с болями в спине, и будущие мамы, заботящиеся о себе и своем младенце, и спортсмены, ищущие новые реабилитационные методики. Даже абсолютно здоровый человек получит пользу у нас: чуткие руки остеопата помогут выявить скрытые предрасположенности к болезни и предотвратить ее.

Новости остеопатии
2017-05-25

Комплексное лечение функциональных нарушений стоматогнатической системы», на котором ознакомили стоматологов с принципами остеопатии, применимыми при лечении ряда челюстно-лицевых дисфункций.

2017-05-18

Созданием алгоритма взаимодействия врачей этих двух направлений займутся участники международного конгресса Osteopathy Open 2017.

2017-04-27

С 10 по 12 июня в Казани состоится Международный конгресс Osteopathy Open 2017. В его рамках пройдёт мастер-класс испанского врача-остеопата Майкла Лалу Кодаэва под названием «От «фокуса» Хамера к треугольнику болезни.

Новые статьи
Лечение заболеваний ЛОР-органов остеопатией

Заболевания ЛОР-органов сопровождают нас на протяжении всей жизни, кого-то это беспокоит в большей, кого-то в меньшей мере. При часто рецидивирующих заболеваниях ЛОР-органов, необходимо искать причину, вызывающую данные состояния.

Остеопатия при «неправильной» форме головы у детей, или можно ли исправить форму головы?

В данной статье хотелось бы ответить на вопросы о том, по каким причинам у ребенка формируется «неправильная» форма черепа, к каким последствиям это может привести, как это профилактировать и что делать, если эта проблема уже имеет место быть.