У развития речи ребёнка есть определённые нормы. Когда эти нормы не достигаются, и малыш не произносит своё первое слово в обозначенное время, родители начинают переживать. В этой статье мы расскажем, как с нарушениями речи у ребёнка — синдромом задержки развития, моторной алалией и афазией, а также другими проблемами — поможет врач-остеопат.
Нормы развития речи у ребёнка
Рождаясь, ребёнок издаёт крик — естественно, без искусственной стимуляции. В 2–3 месяца он активно лопочет, общаясь с родителями на своём собственном языке. С 5 месяцев до года начинает осваивать согласные звуки П, Б, М, Г, К, пытается подражать артикуляции взрослых и даже издаёт отдельные слоги: «тя-тя», «па-па». У него появляется способность связать звуки и предметы — например, он может понять, что кошечка — это «мяу», а собачка — «гав».
Согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н приходят в речь к году и трём месяцам, а с года и восьми ребёнок обзаводится способностью связывать отдельные слова в простейшие предложения. В два года активный словарный запас малыша вырастает до 60–80 слов, и теперь он может пользоваться не только существительными, но и глаголами, строя предложения длиной в 3–4 слова.
К трём годам ребёнок усваивает оставшиеся согласные, кроме Л и Р, которые могут появиться позднее. Он активно пользуется примерно 500 словами, строит предложения, усваивает интуитивно некоторые правила грамматики родного языка. К 4–5 годам в речи начинается дифференциация согласных С, З, Ш, Ж, которые раньше могли «сливаться».
К 6–7 годам ребёнок говорит свободно и легко, не нарушая структуры слов, он овладевает различными склонениями, согласует числительные и в целом говорит грамотно, кроме случаев, когда сталкивается с незнакомыми словами. В этом возрасте детей и отдают в школу.
Нормы могут слегка варьироваться. Каждый ребёнок развивается индивидуально. Однако в ситуации, когда к пяти годам он не говорит вообще, или испытывает сложности с построением предложений, или не выговаривает некоторые звуки, могут иметь место нарушения, и с таким непременно нужно обратиться к неврологу и/или логопеду.
Какие причины могут быть у речевых нарушений?
Нормальная речь возможна только при нормальном развитии и работе мозга. Дисфункции мозга приводят к нарушению речи.
Если конкретнее, то повлиять на неё могут:
- соматические дисфункции костей черепа , то есть фиксации и напряжения швов между костями, различные внутрикостные дисфункции, смещения костей основания черепа относительно друг друга (паттерны) и прочее. Эти дисфункции опосредованно приводят к нарушению питания головного мозга, повышению ВЧД, сдавлению некоторых черепно-мозговых нервов.
- напряжения, фиксации и скручивания твёрдой мозговой оболочки (серп мозга и палатка мозжечка), то есть, своего рода «футляра» для мозга. Излишнее напряжение в «футляре» приводит к опосредованному давлению на мозг, и это не может не отражаться на его работе;
- нарушения кровообращения, артерио-венозного и лимфатического тока, циркуляции мозговой жидкости (ликвора) . Все эти жидкости крайне важны, поэтому нарушения жидкостной динамики приводят в том числе к нарушениям речи;
- дисфункции внутренних органов — бывает и такое. Иногда нарушение речи является симптомом, например, патологий сердечно-сосудистой или дыхательной систем, из-за которых мозгу не хватает кислорода. Иногда причина недуга лежит в болезнях пищеварительной системы, из-за которых организму просто недостаточно питания.
Болезнь — это не всегда очевидные причина и следствие, которые можно увидеть на КТ или МРТ. Здесь на помощь и приходит остеопатия.
Чем поможет врач-остеопат?
Головной мозг можно назвать «жителем», который находится в своего рода «домике»: черепе. Когда ребёнок рождается, кости его черепа некоторое время остаются очень подвижными. Так, например, в шесть лет клиновидная и затылочная кость срастаются окончательно. Микроподвижность в швах свода черепа прекращается к 40-50 годам, а лицевого черепа к 70 голам.
Роды — процесс травматичный, и во время прохождения по родовым путям ребёнок может получить травму — различного рода повороты и развороты костей, фиксирующиеся во швах в виде напряжения. Порой родовые травмы, незамеченные при обследованиях, остаются с человеком навсегда, а потом всю жизнь проявляются в виде головной боли и других неприятных симптомов. Иногда они влияют на участки, отвечающие за речь. В таких условиях речи становится тяжелее развиваться. Отсюда — нарушения: неспособность выговаривать звуки, затруднения при построении предложений.
Остеопат убирает напряжение межкостных швов, снимает напряжение твердой мозговой оболочки, помогает «выровнять» череп, чем снимает излишнюю нагрузку с головного мозга. Пропадают зажатия, уходит давление, улучшается кровоснабжение. Безусловно, это — не панацея, но во многих случаях ребёнку становится легче, и речь его постоянно налаживается.