"Готов" ли ребенок к визиту к врачу-остеопату?

"Готов" ли ребенок к визиту к врачу-остеопату?

Запольский Кирилл Владимирович - врач - невролог, остеопат международного уровня.

Удивительно, но среди некоторых родителей бытует мнение, что ребенок должен быть как то готов к тому или иному лечению. Самое интересное, что находятся и специалисты, которые эту мысль, к сожалению, поддерживают.

Особенно людям нравится рассуждать о психологических проблемах, которые могут возникнуть вследствие того или иного события в жизни малыша (в частности, лечения). Конечно же, любой родитель желает только добра своему чаду, но иногда, поверьте, это желание имеет сильно гипертрофированный характер. И в этом случае мама (папа, бабушка-дедушка) может оказать сильно медвежью услугу своему ребенку. Не берусь в этой статье рассуждать о психолого-педагогических установках, которые часто используются в воспитании современных детей (начиная от высаживания новорожденного над горшком и заканчивая грудным вскармливанием аж "до присяги"). А хочется лишь рассказать "всю правду" об остеопатах, остеопатии и с чем их надо есть...

Итак, давайте определимся с понятиями:

Остеопатия - это наука о биомеханике, изучающая функциональные взаимоотношения между анатомическими структурами нашего тела и возможными патологиями, которые могут возникать при нарушении этих взаимоотношений.

Врач-остеопат - это специалист, применяющий знания остеопатии с лечебной или профилактической целью.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что остеопат - это прежде всего врач.В оценке состояния человека каждый врач должен применять в первую очередь академические знания, полученные в медицинском институте при изучении базовых медицинских наук (например, пропедевтики). Диагноз должен всегда строиться на результатах осмотра, данные которого должны сочетаться с историей болезни и жалобами пациента. Врач-остеопат обязан понять суть страданий пациента и только после этого искать или исключать причинно-следственную связь между собственно диагнозом и остеопатическими конфликтами в теле больного.

Но с детьми дело обстоит несколько иначе, так как информации от пациента практически нет или она неправдоподобна (в силу возрастных особенностей). Зато есть информация от родителей, которая практически всегда имеет субъективный оттенок и зачастую сформирована советами различных интернет-сообществ и "продвинутыми" блогерами.

Мгновенный обмен информации между людьми, конечно же, это огромное достижение современного мира. Но не стоит забывать, что различного рода сочувствующие советчики из виртуального мира могут сами иметь некоторые проблемы с восприятием мира внешнего, в силу чего их мнение может сильно отличаться от разумного (я уж умолчу об уровне их медицинских знаний). А сила убеждения таких людей огромна (это может подтвердить любой доктор-психиатр). Даже советы квалифицированных врачей по интернету - это профанация, если врач не знаком с пациентом. Поэтому адекватно оценить состояние ребенка и необходимость медицинского вмешательства может лишь врач на приеме при доскональном его осмотре, опираясь на объективные данные, полученные при этом.

В данной статье я хотел бы рассказать об особенностях, которые касаются остеопатических осмотра и лечения. В частности, фокусировка здесь в основном будет на новорожденных, так как именно с этим периодом жизни связано большинство мистики ("нельзя показывать ребенка никому в первые 40 (!) дней жизни!!!!!" (А почему не 39 или 41 день?)) и тревог ("он такой беззащитный, всегда мерзнет и нервничает" (холодные ручки-ножки и трясущийся подбородок). Так вот, дорогие родители, поверьте мне, как обычному классическому доктору, что реальная оценка состояния новорожденного должна основываться на объективных вещах, а именно на оценке его двигательно-рефлекторной сферы (и даже не на результатах НСГ и прочих рентгенов!!!).

остеопатия для детейКаждый этап жизни ребенка характеризуется специфическими особенностями, формирующимися с развитием его нервной системы. И это закон! Если ребенку положено (именно положено) держать голову в возрасте около двух месяцев, то другого не дано. Если ребенок удерживает голову в недельном возрасте, то скорее всего у него есть определенные проблемы в рефлекторной деятельности, что может в дальнейшем привести к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие...) и указывать на возможно грубые влияния структур шеи на центральную нервную систему с соответствующими последствиями, вплоть до развития ДЦП. Но это ни в коем случае не может означать, что он вундеркинд и "идет с опережением".

В арсенале врачей, работающих с детьми, имеются соответствующие показатели возрастных норм, которые являются объективным эталоном информации об этапах развития ребенка. Например, ребенок в полтора года в присутствии матери и любимых игрушек, находясь у себя дома должен согласиться на осмотр, должен хотя бы пытаться общаться с врачом при помощи жестов и односложных слов; окружающим должны быть понятны его эмоции...но если кроме отрицательных эмоций с одновременным припаданием к маминой груди от ребенка добиться ничего не удается в течение 2,5 часов, то любой квалифицированный невролог интерпретирует такую ситуацию, как задержку психо-речевого развития.

Хочу подчеркнуть, что это не умственная отсталость (как правило, многие мамы склонны "услышать" именно это и поставить врачу точно такой-же диагноз), это лишь сигнал родителям, что ребенок скорее всего нуждается в квалифицированной медицинской помощи. И если в этом случае данные анамнеза (рассказа мамы о беременности, родах) говорят о высокой вероятности получения травмы во время родов, то ребенок должен быть обязательно пролечен.

Сразу необходимо сказать о том, что дети, имеющие те или иные механические повреждения (родовые травмы) часто бывают "беспричинно" беспокойны. В своей клинической практике этой жалобе я определяю особую роль, так как она может быть основной при диагностическом поиске. Конечно же, в этом случае начинают лечение, как правило, все с "животиков". И все бы ничего, когда "антиживотиковые" препараты помогают... Но часто бывает так, что родители испробовали весь арсенал медикаментов, имеющийся в ближайшей аптеке, а ребенок все кричит и кричит. Это одна из явных причин для похода к остеопату. Такой крик с медицинской точки зрения может объясняться тем, что хрупкая система ликвородинамики скорее всего угнетена теми или иными анатомическими структурами, имеющими функциональные асимметрии (например, голова), вследствие чего может повышаться внутричерепное давление. В этих случаях, как правило, у ребенка возникает головная боль, повышается чувствительность волосистой части головы (ему некомфортно при одевании шапки, причесывании, на остеопатическом сеансе (при коррекции черепа)). Из-за этого ребенок и кричит. И кричит много. Этот крик в какой-то степени способствует расправлению косточек черепа изнутри, из-за происходящего при крике кратковременного повышения внутричерепного давления (такова уж мудрость природы). Но это ни в коем случае не означает "неготовность" ребенка к остеопатической коррекции. Если дожидаться его "готовности", то можно очень сильно опоздать, а иногда и безвозвратно упустить единственную возможность реальной помощи новорожденному. Так что все те советчики, которые принимают позицию ожидания берут на себя огромную ответственность перед детьми и их родителями.

Наверное, с точки зрения психологии и формирования каких-нибудь матриц взаимоотношений внешних и внутренних миров это не совсем правильно. Но, дорогие родители, будьте благоразумны. Не лишайте своего ребенка качественного и своевременного лечения тогда, когда актуальность этого максимальна.

Говорят, что все инструкции по технике безопасности написаны кровью. К сожалению, все то, о чем я пишу в этой статье, также взято из реальной жизни.

На практике часто приходится сталкиваться с пациентами, которым по разным причинам не была оказана квалифицированная помощь вовремя. Многие родители, например, предпочли гомеопатическое лечение. Я очень уважаю коллег-гомеопатов, но если у ребенка родовая травма (!) шеи, то лишь своевременная остеопатическая коррекция ему может помочь. Лечиться гомеопатическими препаратами здесь тоже, конечно же, можно, но вылечиться вряд ли... Многим из таких деток, если вовремя не сделано все необходимое, в будущем помочь уже никто не сможет в полной мере.... Время уходит, к сожалению, безвозвратно. Также можно сказать и про "коллег-остеопатов", которые при вашем-же желании возьмутся за лечение чего угодно, вплоть до коррекции генетического кода!!! И это тоже реальная история...

Никогда не стоит забывать, что у каждой специальности, у каждого доктора есть свои рамки компетенции... Однажды ко мне пришла мама с требованием вылечить ее дочке атопический дерматит путем "вставления на место" второго шейного позвонка. Она пришла с МРТ, где действительно визуализировалось некоторое смещение этого позвонка (и многих других, кстати говоря). Все мои увещевания на счет экологии, питания и, наконец, генетики были восприняты не очень правильно, даже несколько враждебно. Мама разочаровалась во мне и, скорее всего, в остеопатии. Ранее ее убедил кто-то, что именно этот позвонок отвечает у ее дочери за проблемы с кожей... В конце концов я ей порекомендовал обратиться к гомеопату с уверенностью, что в таких случаях гомеопатия - это то, что действительно может оказать реальную помощь. Лечить аллергию у гомеопата получиться намного эффективнее, чем у остеопата.

Иногда родители просят полечить гипервозбудимость (неуправляемость, непослушание, игнорирование всего и вся) ребенку, который в принципе с точки зрения остеопатии и неврологии здоров. Пытаешься объяснить родителям, что надо пересмотреть воспитательный процесс, обратиться к психологу. В конце концов, перестать его баловать и отложить его уже из родительской кровати, так как ему давно уже больше годика, а недавно исполнилось 12 лет... И это тоже, к сожалению, не выдуманная история.

Но часто "компетентные спецы" из виртуального мира, любящие порассуждать о том, «как влияют солнечные лучи на вкусовые качества мочи», обладая очень хорошим даром убеждения говорят мамам и папам, что вам, мол, не повезло, компетенция этого доктора совершенно никакая, надо обязательно поискать другого, более человечного! Родители бросаются в поиски и находят-таки "своего" врача, который с удовольствием будет ласкать их ушки тем, что они хотят услышать... А в завершение с серьезным видом разведет руками с многозначительным: "это генетическое, скорее всего. Передаваться может через 3-4 колена. У вашей пра-прадедушки наверное было также..." Тут же найдутся те, кто станет опровергать идею генетики и посоветует подумать на предмет гендерного равновесия в семье того-же бедного пра-прадедушки. Кто-то свалит все на кармические происки... И лишь компетентный врач сможет разумно посмотреть на ситуацию и сделать объективный вывод.

Итак, в заключение хотелось-бы сказать, что не стоит экспериментировать над своими детьми. Не стоит доверяться людям, которые "гарантируют качество" быстро и без лишних беспокойств для ребенка. Ребенку в обязательном порядке перед остеопатическими манипуляциями необходимо определить неврологический статус (это может лучше всего сделать врач невролог).

И последнее: современный медицинский бизнес формирует совершенно разные предложения, в зависимости от имеющегося спроса. Многие врачи за ваши же деньги готовы говорить вам то, что вы хотите услышать. Самое трудное в работе родителя, как обычно, - это принять правильное решение в выборе доктора или метода лечения среди множества предлагаемых. Будьте здесь крайне осторожны. Не доверяйте эмоциям "обиженных" советчиков, а пользуйтесь здравым смыслом и жесткой логикой.

Остеопатия тем и хороша, что все в ней можно объяснить, опираясь на фундаментальные принципы медицины и школьной физики.

Запольский Кирилл Владимирович
Автор статьи:
Запольский Кирилл Владимирович
Врач-невролог, остеопат международного класса (Doctor of osteopathy).
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
5/5 звезд
8 голосов
Мне понравилось

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 

Читайте также:

Повышение внутричерепного давления у детей (внутричерепная гипертензия)

Внутричерепная гипертензия является довольно распространенным нарушением, заключающимся в повышении давления спинномозговой жидкости внутри черепа.

За счет чего формируется внутричерепная гипертензия у детей?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к анатомии. Головной мозг в черепе располагается подвижно. Кровь и спинномозговая жидкость находятся в постоянном движении, омывая головной мозг, снабжая его питательными веществами и кислородом. Из спинномозгового канала ликвор попадает в желудочки головного мозга, после возвращается обратно через венозные синусы. Скорость движения ликвора и крови может разниться в зависимости от физической активности человека. При этом отмечается повышение внутричерепного давления, но это является вариантом нормы, это физиологично. Около 85% черепной коробки занимает головной мозг, 8% - кровь, 7% - спинномозговая жидкость. Нормативные значения внутричерепного давления достигаются путем поддержания этих пропорций. В случае увеличения объема мозга, накапливается спинномозговая жидкость, это вызывает нарушение циркуляции крови и повышение внутричерепного давления. А это является весьма серьезной патологией.

Причины внутричерепной гипертензии у ребенка

Внутричерепное давление повышается и у совершенно здоровых детей при любой физической активности. Но это повышение является кратковременным и в спокойном состоянии приходит в норму. Беспокоиться стоит в том случае, когда внутричерепное давление повышено постоянно. Каковы же причины?

Первопричиной внутричерепной гипертензии является патологическое увеличение объема ликвора, крови или мозговой ткани, а происходит это из-за следующих патологий:

  • Гидроцефалия – нарушение оттока ликвора и, как следствие, накопление его в желудочках головного мозга, чаще является врожденным заболеванием.
  • Опухоли.
  • Черепно-мозговая травма может привести к формированию гематомы, отека мозга, что, в свою очередь, ведет повышению внутричерепного давления из-за увеличению объема мозга.
  • Быстрое срастание швов черепа и родничка.
  • Менингиты, энцефалиты за счет воспаления оболочек головного мозга приводят к его увеличению.

Симптомы

Заподозрить развитие данной патологии можно еще во внутриутробном периоде, если есть тяжелые инфекции у матери, гипоксия плода, асфиксия при родах, недоношенность, родовые травмы.

К основным признакам внутричерепной гипертензии у новорожденных и грудных детей относятся:

  • выбухание и пульсация родничка;
  • чрезмерный рост головы с непропорциональностью ее размеров;
  • расхождение швов черепа;
  • судороги;
  • хорошо выраженный венозный рисунок на коже – «мраморность»;
  • тремор подбородка;
  • обильные и частые срыгивания, рвота, как следствие плохие прибавки веса;
  • беспокойство, плач, нарушение сна;
  • отставание в психомоторном развитии.

Лечение внутричерепного давления

Лечение требует комплексного подхода и зависит от вызвавшей его причины.

  1. Медикаментозная терапия. Лечение назначается неврологом, применяются препараты, улучшающие кровоснабжение мозга, мочегонные препараты.
  2. Хирургическое вмешательство неизбежно при гидроцефалии, некоторых черепно-мозговых травмах, злокачественных опухолях.
  3. Физиопроцедуры и массаж.
  4. Остеопатические техники. С их помощью врач-остеопат устраняет препятствия, вызывающие нарушение циркуляции ликвора и крови.

Стоит отметить, что в решении данной проблемы необходим комплексный подход. При подозрении у ребенка повышенного внутричерепного давления, как можно скорее стоит обратиться к опытному неврологу или остеопату. Чем быстрее будут приняты меры, тем больше вероятность положительного результата лечения.

Повышение внутричерепного давления у детей

Сколиоз у детей

Нарушение осанки у детей – большая проблема взрослых. В группе болезней позвоночника сколиоз занимает лидирующую позицию. Современный ребенок проводит в сидячем положении больше времени, чем взрослый: это и положенные уроки, и домашнее задание, и игра в компьютер до поздней ночи. В результате мышцы спины у ребенка развиваются неправильно, нарушается осанка, а с ней и работа внутренних органов.

Когда ребенок вырастает, проблемы усиливаются. Появляются головные боли, рано начинается остеохондроз, межпозвонковые грыжи, протрузии и прочие болезни, характерные в былые времена для глубоких стариков. Сегодня весь этот набор – не редкость и для молодых людей двадцати и лишним лет.

Что такое сколиоз

В норме позвонки человека располагаются ровно один на другим, и если смотреть со спины, то позвоночный столб представляет собой прямую колонну. При сколиозе этот порядок нарушается. По различным причинам происходит отклонение позвонков от ровной линии во фронтальной плоскости, то есть при взгляде со спины.

Выделяют С-образный сколиоз, при котором позвоночник напоминает букву «С», дугой в правую или левую сторону. И S-образный сколиоз, имеющий две дуги в обе стороны. Также врачи различают три степени выраженности сколиоза, чем выше степень, тем сильнее искривление.

с образный сколиозs образный сколиоз

Точный диагноз сколиоза ставится по рентгеновскому снимку. Но опытный врач может сделать это и при осмотре, наклонив пациента вперед: при сколиозе в таком положении позвонки отклонены от ровной линии, тогда как функциональное искривление в состоянии наклона разглаживается.

Как начинается сколиоз

Начало сколиозу закладывается еще во время родов. Этот процесс является очень важным этапом, который во многом определяет дальнейшее развитие позвоночника малыша. Чем более травматичными были роды, чем больше медицинских манипуляций в них использовалось (эпидуральная анестезия, стимуляция, лекарственное регулирование схваток и т.д.), тем больше вероятность возникновения нарушений и отклонений.

Нередко акушерки, принимающие роды, используют запрещенные международными правилами методики, такие как давление на головку плода или давление на живот беременной с целью ускорения родов. В этих случаях травма может быть очень серьезной, а последствия – вплоть до ДЦП.

По наблюдениям остеопатов и массажистов, более 80% малышей рождаются с травмами шейного отдела позвоночника. А ведь этого можно было избежать, если готовиться к родам тщательно и выбирать грамотного врача. В будущем эти травмы выливаются в сколиоз, плоскостопие, гипертонус и прочие распространенные детские проблемы.

К счастью, остеопатическая коррекция сразу после родов может сделать очень много. Пока травматические изменения еще не закреплены в организме ребенка, доктор может исправить их полностью, чем предотвратить неприятные последствия в будущем, и в том числе сколиоз.

Сколиоз и парта

правильное положение ребенка за партой

Современный ребенок проводит за столом очень много времени. И это вредно для его позвоночника, а также для всего организма в целом. Неокрепшие мышцы детей затекают от длительной однообразной позы, ребенок ищет себе более удобное положение, садится криво, подгибает ноги. Родительские уговоры и шлепки «сиди ровно» не окажут в данной ситуации ровным счетом никакого положительного эффекта.

Своей позой ребенок пытается неосознанно компенсировать возникающие в теле напряжения. Нарушение осанки – сложный комплекс адаптационных механизмов, в котором задействованы врожденные компоненты, элементы родовой травмы, школьная гиподинамия и кривая компенсаторная поза за столом. Все это играет роль в развитии сколиоза. Невозможно бороться с этой болезнью, пытаюсь воздействовать только на одно звено. Действовать надо комплексно и продуманно.

Лечение сколиоза – комплексный подход

Вылечить сколиоз можно только до 14 лет и при легкой его степени. В остальных случаях нужно проводить вторичную профилактику – меры по уменьшению выраженности болезни и предотвращению осложнений.

К примеру возьмем школьника 8 лет со сколиозом легкой степени. Во-первых необходимо разобраться с его пренатальными травмами, полученными во время родов. Сделать это может врач остеопат, который выявит все отклонения в шейном отделе и черепе, приведшие к сколиозу. Доктор устранит последствия травмы, и нарушение осанки может уже на этом этапе исчезнуть.

Во-вторых, надо отрегулировать режим физической активности ребенка. Нельзя, чтобы все свободное время он проводил за столом или партой. Несколько часов в день обязательно необходимо посвящать активным играм на улице (в любую погоду), а в выходные – дополнительно всей семьей. Среди секций по музыке, рисованию, шахматам обязательно должны быть танцы, плавание или другие физические занятия. Очень полезна для хорошей осанки верховая езда и плавание.

В-третьих необходимо тщательно благоустроить по всем правилам эргономики рабочее место ребенка, за которым он делает уроки и занимается. Ему должно быть удобно сидеть в правильной позе. Недопустимы табуретки и неудобные стулья! У кресла обязательно должна быть поясничная поддержка, стол на уровне локтя и так далее.

Если ребенок для занятий использует компьютер, это не должен быть ноутбук на коленях. Монитор должен стоять на столе на уровне глаз, не ближе вытянутой руки ребенка.

И наконец, врачебные процедуры. Визит к остеопату надо планировать не реже двух раз в год. Количество сеансов зависит от состояния малыша. Кроме того, доктор может назначить лечебную гимнастику, которую надо выполнять по руководством инструктора в клинике, а затем дома.

Только комплексные меры могут дать положительный эффект в лечении сколиоза.

Дислексия у детей

Дислексия – нарушение деятельности мозга, характеризующееся трудностями в распознавании слов и букв у нормально психически и интеллектульно развитого ребенка. Дислексия проявляется не только трудностями в обучении, но и нарушением пространственного ориентирования, способности к самоорганизации и анализированию.

Как правило, дети страдающие дислексией могут быть весьма способными в других сферах, но, для дальнейшего развития ребенка и нормального его обучения, крайне важно найти причины заболевания и, как можно скорее, их устранить.

ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

К признакам дислексии можно отнести следующее:

  • при чтении ребенок пропускает слова, предложения, а иногда и целые абзацы;
  • трет глаза, жалуется на головную боль после чтения;
  • близко подносит книгу к глазам при чтении;
  • ребенок испытывает затруднения с запоминанием и воспроизведением даже самых простых геометрических фигур и др.

Стоит заметить, что некоторые из вышеперечисленных признаков могут являться проявлением проблем со зрением, а не признаками дислексии. Поэтому, для постановки правильного диагноза, ребенка необходимо показать хорошим специалистам.

Выделяют несколько видов дислексии:

1.По причинам возникновения:

  • первичная дислексия имеет наследственный характер, мальчики страдают ею в три раза чаще, чем девочки;
  • вторичная дислексия возникает еще во внутриутробном периоде из-за нарушений гормонального развития.
  • дислексия травмы – вследствие различных родовых травм.

2. По различным последствиям:

  • визуальная дислексия – ребенок не способен правильно писать буквы, цифры;
  • аудиальная дислексия – у ребенка возникают трудности со слуховым восприятием.

Основной причиной дислексии у детей является нарушение функции определенных отделов головного мозга, отвещающих за познавательную деятельность.

ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ ОСТЕОПАТИЧЕСКИМИ МЕТОДИКАМИ

Эффективным методом лечения дислексии является остеопатия, в отличие от классической медицины. Последняя не устраняет главного – причины, вызывающей дисфункцию головного мозга, а лишь предлагает альтернативные обучающие методики, не избавляющие от неправильного восприятия, а обучающие с ним жить.

лечение дислексии

Остеопатические методики нацелены на устранение причины, вызвавшей дислексию в каждом отдельном случае. В чем же заключается суть данных методик? Краниосакральная терапия, применяемая врачами-остеопатами, ведет к устранению механических компрессий, путем воздействия на кости и мягкие ткани, способствует восстановлению нормальной функции головного мозга. Стоит помнить о том, что в черепе есть более 20 костей, каждая из них в определенной степени подвижна. При рождении череп ребенка относительно мягкий, поэтому вследствие родовой травмы возможно смещение костей, вызывающее компрессию отдельных структур головного мозга, отвечающих за накапливание и использование опыта. А мельчайшие направленные манипуляции, ведущие к восстановлению нормальной физиологической подвижности костей черепа, позволяют устранить функциональные нарушения.

Остеопатия поможет как устранить уже имеющуюся дислексию, так и профилактировать ее развитие. Остеопатические методики можно применять у детей любого возраста благодаря их безболезненности и безопасности.

О клинике

В нашем остеопатическом центре найдет помощь абсолютно любой пациент: и пожилой человек с болями в спине, и будущие мамы, заботящиеся о себе и своем младенце, и спортсмены, ищущие новые реабилитационные методики. Даже абсолютно здоровый человек получит пользу у нас: чуткие руки остеопата помогут выявить скрытые предрасположенности к болезни и предотвратить ее.

Новости остеопатии
2017-04-27

С 10 по 12 июня в Казани состоится Международный конгресс Osteopathy Open 2017. В его рамках пройдёт мастер-класс испанского врача-остеопата Майкла Лалу Кодаэва под названием «От «фокуса» Хамера к треугольнику болезни.

2017-04-26

Дмитрий Мохов, главный внештатный специалист Минздрава в сфере остеопатии, провёл серию встреч в регионах.

2017-04-19

С 10 по 12 июня в Казани пройдёт конгресс Osteopathy Open 2017, главной темой которого станет оказание остеопатической помощи детям. В частности, этому будет посвящён отдельный симпозиум «Остеопатия в перинатологии и педиатрии».

Новые статьи
Остеопатия в гинекологии

Нарушение физиологических процессов половой сферы является причиной большинства женских заболеваний. Именно остеопатия способна устранить множество проблем в этой сфере, в связи с чем, широко применяется в гинекологии.

Противопоказания к остеопатическому лечению

Остеопатическое лечение является одним из немногих методов лечения, практически не имеющих противопоказаний. Именно это и дает возможность применять его с целью диагностики и лечения пациентов разных возрастных групп, начиная с деток первых дней жизни, заканчивая пожилыми людьми.