СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у 5 – 10% детей, большинство из которых мальчики. Вокруг природы этого состояния давно ведется множество споров. Раньше, до введения термина "СДВГ", для его обозначения врачи пользовались понятием "минимальная мозговая дисфункция". Память и умственные способности как таковые не страдают при этом заболевании, и именно дефицит внимания и неспособность организоваться обусловливает большинство проявлений СДВГ. Гиперактивность может сопровождать его или нет, в зависимости от формы болезни.

Основные проявления синдрома гиперактивности

  • Ребенок не может сконцентрировать внимание на каком-либо задании и довести его до конца. Эта проблема возникает не только во время выполнения заданий взрослых, но и во время игр с другими детьми.
  • Не слушает обращенную к нему речь, не может выполнить адресованные ему инструкции.
  • Отвечает на вопрос, не дождавшись его окончания.
  • Ведет себя неорганизованно, не может подчинить себя порядку.
  • Часто теряет вещи (игрушки, книги, учебники и т.п.)
  • Страдает забывчивостью по причине сниженного внимания.
  • Не может находиться в покое, постоянно крутится, дергает ногами, встает с места, стремится куда-то залезть, причем даже в тех ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Не может играть в спокойные игры.
  • Часто много болтает и шумит.
  • Не может дождаться своей очереди.
  • Мешает другим делать свои дела и играть.


Как правило, наказания и увещания родителей не помогают в воспитании такого ребенка, если не сказать, что становится хуже. Многие родители считают, что все дело в характере, но это не так. Сам ребенок и хотел бы вести себя хорошо, но у него просто не получается, поэтому наказывать его бесполезно и даже вредно.

Детям и подросткам с гиперактивностью сложно учиться в школе, обычно они считаются отстающими учениками. Не удается им достичь успеха и в спортивных секциях, поскольку неорганизованность не позволяет планировать свое время и концентрировать усилия на выполнении задачи.

Примерно в половине случаев синдром дефицита внимания и гиперактивности переходит во взрослый возраст. Таким людям сложно добиться успеха в жизни, создать семью, сделать карьеру. Вот почему начинать лечение необходимо как можно раньше.
СДВГ

Физические причины синдрома гиперактивности

Однозначного ответа о причинах СДВГ в среде ученых нет. Кто-то высказывается о наследственности, кто-то о роли факторов внешней среды и воспитания. Однако врачами-остеопатами в процессе длительной работы с гиперактивными детьми установлено, что во многом этот синдром связан с процессом родов и родовым травмами головы младенца.

Мозг таких детей испытывает чрезмерную нагрузку во время родов, из-за чего и появляется так называемая минимальная мозговая дисфункция, проявляющаяся пониженным вниманием и "плохим" поведением. Причина тому – взаимодействие костей черепа и участков мозга под ними. Излишне сжатые кости черепа могут блокировать работу участков мозга, ответственных за обучение, внимание и память. Освободив и вернув правильное положение костям черепа, уходят симптомы раздражения зон мозга.

Чем помогает детская остеопатия

Эффективность остеопатических методик в лечении синдрома гиперактивности подтверждена очень многими докторами и десятилетиями работы. При этом не требуется приема лекарственных препаратов, особенно таких тяжелых, как антидепрессанты или стимулятор риталин.

Детский организм обладает колоссальной саморегулирующейся способностью. Задача остеопата – направить эту энергию в нужное русло. Краниосакральные техники позволяют снять напряжение с участков черепа, твердой мозговой оболочки и головного мозга, ответственных за обучение и внимание. В результате работа мозга перестраивается, и то, что раньше было для ребенка невыполнимо, становится легко.

Для полноценного эффекта необходимо несколько сеансов. Иногда на первом из них ребенка удается уговорить лечь на кушетку только под конец приема. Но дальнейшая работа идет с возрастающей эффективностью, и примерно через пол года ребенок обретает способность нормально учится и спокойно сидеть за уроками. Профилактические сеансы раз в пол года поддерживают достигнутый уровень.

Малашенкова Надежда Владимировна
Автор статьи:
Малашенкова Надежда Владимировна
Доктор остеопатии, семейный врач. Специализация: семейная медицина, лечение детей с новорожденности, сопровождение беременности и родов, болезни внутренних органов.
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
4/5 звезд
2 голоса
 

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 

Читайте также:

Задержка психомоторного развития (ЗПР) у ребенка

Раннее развитие психоэмоциональной сферы ребенка – это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют и генетические факторы, и внешняя среда. Базовые психические функции включают правильное восприятие окружающего мира, возможность произвести целенаправленное действие, мышление. Из этих функций вытекают более сложные и комплексные: память, речь, внимание, эмоции, воля, поведение и пр.

На ранних этапах развития ребенка психические и моторные функции тесно взаимосвязаны. Причин, которые приводят к нарушениям и задержке развития множество, в зависимости от этого в медицине выделяют следующие варианты:

  • Задержка и недоразвитие психических функций постоянного необратимого характера – олигофрения.
  • Полностью или частично обратимая задержка развития.
  • Повреждение после периода нормального развития – деменция.
  • Нарушения развития вследствие зрительного или слухового дефицита при нарушениях работы соответствующих сенсорных систем.
  • Варианты искаженного развития психики – детский аутизм, синдром Аспергера.
  • Нарушение гармоничности психики – психопатия. (В.В.Лебединский, 2003)

Диагностикой и лечением различных вариантов задержки развития у детей занимается детская психоневрология. Под «задержкой» понимается относительное снижение темпа психомоторного развития ребенка по сравнению со сверстниками (что как правило, четко отражено в возрастных нормах и критериях).

В отличие от прочих поражений нервной системы, задержка психомоторного развития всегда начинается с самого раннего детства, без предшествующего нормального периода, без обострений и ремиссий (что характерно больше для психических расстройств). По мере того, как ребенок растет, ЗПР постепенно сглаживается вплоть до школы. Если ее признаки остаются и в более старшем возрасте, следует думать об олигофрении (А.П.Скоромец, 2011).

Симптомы задержки психомоторного развития

Поскольку в раннем детстве двигательные функции тесно связаны с психическими, у младенцев задержка развития проявляется как правило, запаздыванием появления двигательных навыков. Ребенок долго не может научиться фиксировать взгляд, удерживать головку, переворачиваться, затем сидеть, произносить звуки и пр.

зпр у ребенка

После трехлетнего возраста основные проявления ЗПР переходят от двигательной в сторону психоэмоциональной сферы и аномалий социального поведения. На первый план выступают задержка речи, нарушения контроля эмоций, сложности в общении. Часто это маскирует интеллектуальный дефицит, который в школьном возрасте отчетливо проявляется в трудностях счета, понимания величины и размеров, скудных познаниях окружающего мира. Таким детям трудно пересказать прочитанное, понимать скрытый смысл в силу преобладания наглядно-образного мышления над логическим (связанным с внутренней речью), инерции психических процессов, их быстрой истощаемости.

Причины ЗПР и возможности лечения остеопатией

Хотя синдром обратимой ЗПР полиэтиологичен, основной причиной его, как правило, служит поражение нервной системы до или сразу после родов. В роли повреждающих факторов могут выступать как непосредственно родовые травмы, так и кислородное голодание (асфиксия). В меньшем числе случаев причиной ЗПР могут быть врожденные болезни, гидроцефалия, аномалии развития нервной системы.

Чем раньше начато лечение задержки развития, тем больше шансов на полное восстановление. Это относится, в основном, к последствиям родовых травм, когда у ребенка четко обнаруживается остеопатическая дисфункция.

По исследованиям остеопатов, у детей с ЗПР часто выявляются внутрикостные повреждения , смещения костей черепа от нормального положения, компрессия сфено-базилярного синхондроза и прочие повреждения, которые можно устранить остеопатическими методами.

При этом прослеживается строгая закономерность: повреждение, которое можно устранить за один сеанс сразу после родов, в трехмесячном возрасте уйдет после 3-5 сеансов, в возрасте года понадобится 2-3 курса, а в двухлетнем возрасте организм адаптируется к повреждению так, что его можно только скомпенсировать, но устранить уже не удастся.

Методики, применяемые при остеопатическом лечении ЗПР:

  • Декомпрессия сфенобазилярного синхондроза (СБС).
  • Дренаж венозных синусов и разгрузка желудочков при повышенном внутричерепном давлении, гидроцефалии.
  • Выравнивание и балансировка положения костей черепа (у детей это возможно, поскольку большая часть кости еще не успела окостенеть и представлена гибкой хрящевой тканью).
  • Выравнивание натяжения мембран.
  • Корректировка краниосакрального механизма и пр.

Оценить возможность лечения и дать прогноз в каждом конкретном случае можно лишь после очного осмотра ребенка врачом в клинике. Принципиальных противопоказаний для остеопатии у детей практически нет, поскольку подобрать подходящие методы можно почти всегда. Наши доктора имеют большой опыт работы с маленькими детьми и всегда рады сделать всё возможное для того, чтобы ваш малыш выздоровел как можно скорее!

Помощь остеопата при задержке речи и гипервозбудимости у ребенка

Пациент А, мальчик четырех лет. На прием его привела мама, которая рассказала, ее сын в свои 4 года почти не мог говорить, отставал в развитии от сверстников, был очень возбудимым, капризным, вел себя неадекватно.

В поликлинике ребенку был поставлен диагноз: «Синдром гипервозбудимости, дислалия на фоне гипоксически-ишемического повреждения головного мозга», что означало бессилие врачей чем-то помочь. Родителям было рекомендовано отдать его в специализированный детский сад для глухонемых, объясняя это тем, что у ребенка повреждены центры речи в головном мозге. Мальчик был обречен на инвалидность.

При осмотре остеопата: обнаружены грубые повреждения структур черепа и шеи, произошедшие во время родов (у матери были стремительные роды). На первом же сеансе проведена их коррекция. Эффект появился уже с первой процедуры, раз от раза ребенок становился все адекватнее, после четвертого сеанса появилась речь.

Все лечение заняло полтора месяца, мальчик стал вести себя абсолютно адекватно, как и все дети, его приняли в обычный садик. С тех пор прошло несколько лет, ребенок растет абсолютно нормальным, ходит в обычную школу и имеет абсолютно нормальную успеваемость.

Гидроцефалия

Гидроцефалия, или другими словами, водянка головного мозга, возникает из-за нарушения циркуляции внутримозговой жидкости (ликвора) и ее застоя, что проявляется повышением внутричерепного давления и увеличением головы. Гидроцефалия может быть как врожденной (из-за перенесенной во время беременности инфекции), так и приобретенной, например, в результате травмы головы новорожденного во время родов.

Во многих случаях гидроцефалии остеопатия способна значительно улучшить состояние больного и повысить его шансы на выздоровление. После остеопатического сеанса улучшается подвижность и циркуляция всех жидкостей организма, в том числе и ликвора, застой которого играет основную роль в развитии гидроцефалии.

Ликвор в головном мозге постоянно находится в движении, обновляется и освежается. Он выполняет для нервных клеток ту же роль, что лимфа для остального тела: с его помощью из крови доставляются питательные вещества и выводятся продукты обмена.

Ликвор образуется в середине головного мозга в системе каналов, называемых желудочками мозга. Он двигается по этим каналам, а затем попадает под оболочки мозга, омывая каждую его клетку, и всасывается обратно в кровь. Часть ликвора попадает в спинной мозг и омывает его вплоть до самых нижних отделов. Основоположник краниальной остеопатии У.Г.Сатерленд называл ликвор "волшебной жидкостью" за его таинственные свойства, влияние на головной мозг и весь организм в целом.

Для того, чтобы ликворная система функционировала правильно, она должна быть тонко настроена и сбалансирована. Количество ликвора, поступающего в систему желудочков, должно точно соответствовать его обратному всасыванию и оттоку. Если по каким-то причинам отток ликвора, нарушается возникает гидроцефалия.

Гидроцефалия у детей

У грудных детей первым заметным признаком гидроцефалии обычно бывает увеличение головы. При врожденной форме это становится заметно еще на экране УЗИ монитора во время беременности, и тогда ребенок рождается уже с увеличенным черепом характерной формы. Причина – либо перенесенная инфекция у матери, например краснуха или токсоплазмоз, либо – наследственные аномалии.

Мальчики Окружность головы - нормальные показател

МесяцОчень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
030.731.933.234.535.73738.3
133.834.936.137.338.439.640.8
235.636.83839.140.341.542.6
33738.139.340.541.742.944.1
639.740.942.143.344.645.847
941.242.543.74546.347.548.8
1242.243.544.846.147.448.649.9
1542.944.245.546.848.149.450.7
1843.444.74647.448.75051.4
2444.245.546.948.349.65152.3

Таблица 1. Сравнительные размеры окружности головы у мальчиков (файл доступен для скачивания)

Девочки Окружность головы - нормальные показатели

МесяцОчень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий

0

30.331.532.733.935.136.237.4

1

3334.235.436.537.738.940.1

2

34.635.83738.339.540.741.9

3

35.837.138.339.540.84243.3

6

38.339.640.942.243.544.846.1

9

39.841.242.543.845.246.547.8

12

40.842.243.544.946.347.649

15

41.542.944.345.74748.449.8

18

42.143.544.946.247.64950.4

24

4344.445.847.248.65051.4

Таблица 2. Сравнительные размеры окружности головы у девочек (файл доступен для скачивания)

Лечение гидроцефалии

Выбор методов лечения гидроцефалии зависит от ее вида и степени выраженности. В легких случаях бывает достаточно приема лекарств, замедляющих выработку ликвора. К ним относятся, например, диакарб и фуросемид. В острых и тяжелых случаях специалисты нередко решаются на операцию.

Задачи оперативного лечения могут быть разными, в зависимости от причины гидроцефалии: расширение суженного отверстия, по которому должен течь ликвор, удаление опухоли, установка соединительного канала – шунта. В настоящее время шунтирование применяется наиболее часто, в ⅔ всех операций. Варианты шунтирования тоже могут быть разными в зависимости от конкретных условий.

Остеопатическое лечение гидроцефалии

Остеопатия может оказать значительную помощь в лечении легких и не прогрессирующих форм гидроцефалии, а также хорошую поддержку после перенесенной операции. Работа с оперированными больными – довольно деликатная и непростая задача в остеопатии, поэтому доверять здоровье своего ребенка стоит только грамотному специалисту.

Наиболее значимые результаты удается получить при гидроцефалии, развившейся вслед за родовой травмой. В этом случае симптомы болезни во многом обусловлены нарушением биомеханики костей черепа и связанных с ними структур. Классическая неврология не занимается исправлением положения костей, и поэтому остеопатия здесь – единственный вариант лечения, направленного на причину болезни.

Гидроцефалия после травм и гематом в более позднем возрасте также успешно поддается лечению остеопатией. В этом случае также происходит изменение биомеханики черепа, которое можно устранить с помощью остеопатического воздействия.

Менее эффективна остеопатия в лечении врожденной гидроцефалии, возникшей вследствие перенесенных инфекций или аномалий развития. Однако и в этом случае можно рассчитывать на облегчение симптомов, поскольку после сеанса остеопатии улучшается циркуляция всех жидкостей в организме, в том числе и ликвора.

О клинике

В нашем остеопатическом центре найдет помощь абсолютно любой пациент: и пожилой человек с болями в спине, и будущие мамы, заботящиеся о себе и своем младенце, и спортсмены, ищущие новые реабилитационные методики. Даже абсолютно здоровый человек получит пользу у нас: чуткие руки остеопата помогут выявить скрытые предрасположенности к болезни и предотвратить ее.

Новости остеопатии
2017-06-18

День медицинского работника в России традиционно отмечается в 3-е воскресенье июня, то есть, сегодня — 18-го июня!

2017-06-13

С 10 по 12 июня в Казани состоялся Международный конгресс Osteopathy Open 2017, в котором приняли участие специалисты-остеопаты со всей России.

2017-06-10

10 июня было богато на события для сферы остеопатии. Помимо Международного конгресса Osteopathy Open 2017, запланированного на срок с 10 по 12 июня, 10 числа прошёл съезд Российской остеопатической ассоциации (РОсА), на которой специалисты со всей России решили ряд важных моментов.

Новые статьи
Аденоиды: причины, симптомы, лечение без операции

Аденоиды представляют собой патологическое разрастание глоточной миндалины. Данной проблемой страдают дети в возрасте до 12 лет.

​Синуситы: симтомы, причины, лечение

Лечение синуситов остеопатическими техниками возможно на любом этапе заболевания, причем, результаты весьма радуют. Чего же добивается врач-остеопат при проведении этих методик?