СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у 5 – 10% детей, большинство из которых мальчики. Вокруг природы этого состояния давно ведется множество споров. Раньше, до введения термина "СДВГ", для его обозначения врачи пользовались понятием "минимальная мозговая дисфункция". Память и умственные способности как таковые не страдают при этом заболевании, и именно дефицит внимания и неспособность организоваться обусловливает большинство проявлений СДВГ. Гиперактивность может сопровождать его или нет, в зависимости от формы болезни.

Основные проявления синдрома гиперактивности

  • Ребенок не может сконцентрировать внимание на каком-либо задании и довести его до конца. Эта проблема возникает не только во время выполнения заданий взрослых, но и во время игр с другими детьми.
  • Не слушает обращенную к нему речь, не может выполнить адресованные ему инструкции.
  • Отвечает на вопрос, не дождавшись его окончания.
  • Ведет себя неорганизованно, не может подчинить себя порядку.
  • Часто теряет вещи (игрушки, книги, учебники и т.п.)
  • Страдает забывчивостью по причине сниженного внимания.
  • Не может находиться в покое, постоянно крутится, дергает ногами, встает с места, стремится куда-то залезть, причем даже в тех ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Не может играть в спокойные игры.
  • Часто много болтает и шумит.
  • Не может дождаться своей очереди.
  • Мешает другим делать свои дела и играть.


Как правило, наказания и увещания родителей не помогают в воспитании такого ребенка, если не сказать, что становится хуже. Многие родители считают, что все дело в характере, но это не так. Сам ребенок и хотел бы вести себя хорошо, но у него просто не получается, поэтому наказывать его бесполезно и даже вредно.

Детям и подросткам с гиперактивностью сложно учиться в школе, обычно они считаются отстающими учениками. Не удается им достичь успеха и в спортивных секциях, поскольку неорганизованность не позволяет планировать свое время и концентрировать усилия на выполнении задачи.

Примерно в половине случаев синдром дефицита внимания и гиперактивности переходит во взрослый возраст. Таким людям сложно добиться успеха в жизни, создать семью, сделать карьеру. Вот почему начинать лечение необходимо как можно раньше.
СДВГ

Физические причины синдрома гиперактивности

Однозначного ответа о причинах СДВГ в среде ученых нет. Кто-то высказывается о наследственности, кто-то о роли факторов внешней среды и воспитания. Однако врачами-остеопатами в процессе длительной работы с гиперактивными детьми установлено, что во многом этот синдром связан с процессом родов и родовым травмами головы младенца.

Мозг таких детей испытывает чрезмерную нагрузку во время родов, из-за чего и появляется так называемая минимальная мозговая дисфункция, проявляющаяся пониженным вниманием и "плохим" поведением. Причина тому – взаимодействие костей черепа и участков мозга под ними. Излишне сжатые кости черепа могут блокировать работу участков мозга, ответственных за обучение, внимание и память. Освободив и вернув правильное положение костям черепа, уходят симптомы раздражения зон мозга.

Чем помогает детская остеопатия

Эффективность остеопатических методик в лечении синдрома гиперактивности подтверждена очень многими докторами и десятилетиями работы. При этом не требуется приема лекарственных препаратов, особенно таких тяжелых, как антидепрессанты или стимулятор риталин.

Детский организм обладает колоссальной саморегулирующейся способностью. Задача остеопата – направить эту энергию в нужное русло. Краниосакральные техники позволяют снять напряжение с участков черепа, твердой мозговой оболочки и головного мозга, ответственных за обучение и внимание. В результате работа мозга перестраивается, и то, что раньше было для ребенка невыполнимо, становится легко.

Для полноценного эффекта необходимо несколько сеансов. Иногда на первом из них ребенка удается уговорить лечь на кушетку только под конец приема. Но дальнейшая работа идет с возрастающей эффективностью, и примерно через пол года ребенок обретает способность нормально учится и спокойно сидеть за уроками. Профилактические сеансы раз в пол года поддерживают достигнутый уровень.

Малашенкова Надежда Владимировна
Автор статьи:
Малашенкова Надежда Владимировна
Остеопат (Doctor of osteopathy). Преподаватель Русской Высшей Школы Остеопатической Медицины. Врач – терапевт.
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
4/5 звезд
2 голоса
 

Комментарии:

Пока никто не оставлял здесь комментариев.

Новый комментарий:
 

Читайте также:

Гидроцефалия

Гидроцефалия, или другими словами, водянка головного мозга, возникает из-за нарушения циркуляции внутримозговой жидкости (ликвора) и ее застоя, что проявляется повышением внутричерепного давления и увеличением головы. Гидроцефалия может быть как врожденной (из-за перенесенной во время беременности инфекции), так и приобретенной, например, в результате травмы головы новорожденного во время родов.

Во многих случаях гидроцефалии остеопатия способна значительно улучшить состояние больного и повысить его шансы на выздоровление. После остеопатического сеанса улучшается подвижность и циркуляция всех жидкостей организма, в том числе и ликвора, застой которого играет основную роль в развитии гидроцефалии.

Ликвор в головном мозге постоянно находится в движении, обновляется и освежается. Он выполняет для нервных клеток ту же роль, что лимфа для остального тела: с его помощью из крови доставляются питательные вещества и выводятся продукты обмена.

Ликвор образуется в середине головного мозга в системе каналов, называемых желудочками мозга. Он двигается по этим каналам, а затем попадает под оболочки мозга, омывая каждую его клетку, и всасывается обратно в кровь. Часть ликвора попадает в спинной мозг и омывает его вплоть до самых нижних отделов. Основоположник краниальной остеопатии У.Г.Сатерленд называл ликвор "волшебной жидкостью" за его таинственные свойства, влияние на головной мозг и весь организм в целом.

Для того, чтобы ликворная система функционировала правильно, она должна быть тонко настроена и сбалансирована. Количество ликвора, поступающего в систему желудочков, должно точно соответствовать его обратному всасыванию и оттоку. Если по каким-то причинам отток ликвора, нарушается возникает гидроцефалия.

Гидроцефалия у детей

У грудных детей первым заметным признаком гидроцефалии обычно бывает увеличение головы. При врожденной форме это становится заметно еще на экране УЗИ монитора во время беременности, и тогда ребенок рождается уже с увеличенным черепом характерной формы. Причина – либо перенесенная инфекция у матери, например краснуха или токсоплазмоз, либо – наследственные аномалии.

Мальчики Окружность головы - нормальные показател

МесяцОчень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий
030.731.933.234.535.73738.3
133.834.936.137.338.439.640.8
235.636.83839.140.341.542.6
33738.139.340.541.742.944.1
639.740.942.143.344.645.847
941.242.543.74546.347.548.8
1242.243.544.846.147.448.649.9
1542.944.245.546.848.149.450.7
1843.444.74647.448.75051.4
2444.245.546.948.349.65152.3

Таблица 1. Сравнительные размеры окружности головы у мальчиков (файл доступен для скачивания)

Девочки Окружность головы - нормальные показатели

МесяцОчень низкийНизкийНиже среднегоСреднийВыше среднегоВысокийОчень высокий

0

30.331.532.733.935.136.237.4

1

3334.235.436.537.738.940.1

2

34.635.83738.339.540.741.9

3

35.837.138.339.540.84243.3

6

38.339.640.942.243.544.846.1

9

39.841.242.543.845.246.547.8

12

40.842.243.544.946.347.649

15

41.542.944.345.74748.449.8

18

42.143.544.946.247.64950.4

24

4344.445.847.248.65051.4

Таблица 2. Сравнительные размеры окружности головы у девочек (файл доступен для скачивания)

Лечение гидроцефалии

Выбор методов лечения гидроцефалии зависит от ее вида и степени выраженности. В легких случаях бывает достаточно приема лекарств, замедляющих выработку ликвора. К ним относятся, например, диакарб и фуросемид. В острых и тяжелых случаях специалисты нередко решаются на операцию.

Задачи оперативного лечения могут быть разными, в зависимости от причины гидроцефалии: расширение суженного отверстия, по которому должен течь ликвор, удаление опухоли, установка соединительного канала – шунта. В настоящее время шунтирование применяется наиболее часто, в ⅔ всех операций. Варианты шунтирования тоже могут быть разными в зависимости от конкретных условий.

Остеопатическое лечение гидроцефалии

Остеопатия может оказать значительную помощь в лечении легких и не прогрессирующих форм гидроцефалии, а также хорошую поддержку после перенесенной операции. Работа с оперированными больными – довольно деликатная и непростая задача в остеопатии, поэтому доверять здоровье своего ребенка стоит только грамотному специалисту.

Наиболее значимые результаты удается получить при гидроцефалии, развившейся вслед за родовой травмой. В этом случае симптомы болезни во многом обусловлены нарушением биомеханики костей черепа и связанных с ними структур. Классическая неврология не занимается исправлением положения костей, и поэтому остеопатия здесь – единственный вариант лечения, направленного на причину болезни.

Гидроцефалия после травм и гематом в более позднем возрасте также успешно поддается лечению остеопатией. В этом случае также происходит изменение биомеханики черепа, которое можно устранить с помощью остеопатического воздействия.

Менее эффективна остеопатия в лечении врожденной гидроцефалии, возникшей вследствие перенесенных инфекций или аномалий развития. Однако и в этом случае можно рассчитывать на облегчение симптомов, поскольку после сеанса остеопатии улучшается циркуляция всех жидкостей в организме, в том числе и ликвора.

Синдром дефицита внимания

В последнее время от родителей первоклассников — да и детей постарше — часто можно услышать слова: «Какой же он невнимательный и рассеянный! Постоянно всё забывает!». И не поспоришь: проблема дефицита внимания у детей стоит очень остро.

Опасен дефицит внимания тем, что лишает ребёнка возможности усваивать информацию. Это влечёт за собой не только проблемы с учёбой, но и неспособность завершить вообще никакие дела — даже те из них, которые доставляют малышу удовольствие.

Синдром недостаточности внимания — распространённое поведенческое расстройство, нередко принимаемое взрослыми за плохое воспитание. Мнение это ошибочно. Если недостатки воспитания можно устранить одними только родительскими усилиями, то с нарушением внимания не справятся ни увещевания, ни уговоры, ни наказания, ни другие воспитательные меры.

В среднем, такой синдром встречается у 5–10% детей, причём у мальчиков чаще, чем у девочек. Его лечение требует вмешательства врачей — пытаться устранить проблему самостоятельно чревато и опасно.

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей

  • ребёнок не в состоянии длительное время заниматься какой-то одной деятельностью;
  • при выполнении определённой последовательности задач у ребёнка возникают трудности;
  • ребёнок часто теряет вещи, дезорганизован и нередко забывает о поручениях;
  • его легко отвлечь любым посторонним шумом, в том числе на школьных занятиях;
  • он старается избегать задач, связанных с вниманием и длительным интеллектуальным напряжением;
  • не может выполнить или закончить выполнять прямые инструкции;
  • при общении с ним создаётся впечатление, что ребёнок вовсе не слушает.

Причины синдрома дефицита внимания у ребёнка

Некогда данный синдром относили к минимальным дисфункциям головного мозга. Причинами его возникновения считаются перенесённые инфекции и родовые травмы; есть мнение и о наследственной передаче болезни, а также о внешних факторах и особенностях воспитания.

Врачи-остеопаты сходятся во мнении, что причиной синдрома недостаточности внимания у ребёнка часто становится именно родовая травма. Связано это с тем, что во время родов на голову ребёнка оказывается колоссальное давление. Чрезмерное сжатие костей черепа может нарушить работу некоторых участков мозга — особенно тех из них, которые отвечают за восприимчивость к обучению, память и внимание. Это и приводит к развитию минимальной мозговой дисфункции, которая проявляет себя как синдром недостаточности внимания.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Как лечить?

Синдром может лечиться медикаментозно, однако лучше всего проявила себя краниосакральная терапия, в ходе которой устраняется сама механическая компрессия костей черепа, после чего восстанавливается нормальная функция головного мозга. Череп представляет из себя сложную структуру из подвижных относительно друг друга костей. Грамотный остеопат в силах устранить любые функциональные нарушения путём выверенного воздействия на мягкие ткани и кости, вернув им естественную подвижность.

Помните! Начатое своевременно лечение позволяет навсегда избавиться от последствий самых страшных заболеваний.

Дислексия у детей

Дислексия – нарушение деятельности мозга, характеризующееся трудностями в распознавании слов и букв у нормально психически и интеллектульно развитого ребенка. Дислексия проявляется не только трудностями в обучении, но и нарушением пространственного ориентирования, способности к самоорганизации и анализированию.

Как правило, дети страдающие дислексией могут быть весьма способными в других сферах, но, для дальнейшего развития ребенка и нормального его обучения, крайне важно найти причины заболевания и, как можно скорее, их устранить.

ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

К признакам дислексии можно отнести следующее:

  • при чтении ребенок пропускает слова, предложения, а иногда и целые абзацы;
  • трет глаза, жалуется на головную боль после чтения;
  • близко подносит книгу к глазам при чтении;
  • ребенок испытывает затруднения с запоминанием и воспроизведением даже самых простых геометрических фигур и др.

Стоит заметить, что некоторые из вышеперечисленных признаков могут являться проявлением проблем со зрением, а не признаками дислексии. Поэтому, для постановки правильного диагноза, ребенка необходимо показать хорошим специалистам.

Выделяют несколько видов дислексии:

1.По причинам возникновения:

  • первичная дислексия имеет наследственный характер, мальчики страдают ею в три раза чаще, чем девочки;
  • вторичная дислексия возникает еще во внутриутробном периоде из-за нарушений гормонального развития.
  • дислексия травмы – вследствие различных родовых травм.

2. По различным последствиям:

  • визуальная дислексия – ребенок не способен правильно писать буквы, цифры;
  • аудиальная дислексия – у ребенка возникают трудности со слуховым восприятием.

Основной причиной дислексии у детей является нарушение функции определенных отделов головного мозга, отвещающих за познавательную деятельность.

ЛЕЧЕНИЕ ДИСЛЕКСИИ ОСТЕОПАТИЧЕСКИМИ МЕТОДИКАМИ

Эффективным методом лечения дислексии является остеопатия, в отличие от классической медицины. Последняя не устраняет главного – причины, вызывающей дисфункцию головного мозга, а лишь предлагает альтернативные обучающие методики, не избавляющие от неправильного восприятия, а обучающие с ним жить.

лечение дислексии

Остеопатические методики нацелены на устранение причины, вызвавшей дислексию в каждом отдельном случае. В чем же заключается суть данных методик? Краниосакральная терапия, применяемая врачами-остеопатами, ведет к устранению механических компрессий, путем воздействия на кости и мягкие ткани, способствует восстановлению нормальной функции головного мозга. Стоит помнить о том, что в черепе есть более 20 костей, каждая из них в определенной степени подвижна. При рождении череп ребенка относительно мягкий, поэтому вследствие родовой травмы возможно смещение костей, вызывающее компрессию отдельных структур головного мозга, отвечающих за накапливание и использование опыта. А мельчайшие направленные манипуляции, ведущие к восстановлению нормальной физиологической подвижности костей черепа, позволяют устранить функциональные нарушения.

Остеопатия поможет как устранить уже имеющуюся дислексию, так и профилактировать ее развитие. Остеопатические методики можно применять у детей любого возраста благодаря их безболезненности и безопасности.

О клинике

В нашем остеопатическом центре найдет помощь абсолютно любой пациент: и пожилой человек с болями в спине, и будущие мамы, заботящиеся о себе и своем младенце, и спортсмены, ищущие новые реабилитационные методики. Даже абсолютно здоровый человек получит пользу у нас: чуткие руки остеопата помогут выявить скрытые предрасположенности к болезни и предотвратить ее.

Новости остеопатии
2018-04-19

19 апреля в Самаре состоялась конференция «Практическая остеопатия и педиатрия», на которой присутствовали более 120 докторов — неонатологов, педиатров, остеопатов, неврологов, ортодонтов и стоматологов, акушеров-гинекологов и других.

2018-04-03

В Национальную медицинскую палату внесли проект приказа «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования», составленный Министерством здравоохранения РФ.

2018-04-03

В марте текущего года остеопатические организации получили первые лицензии на осуществление медицинской практики. 14 марта лицензию получил «Тюменский институт мануальной медицины», а 21 марта — приморский «Институт вертеброневрологии и мануальной медицины».

Новые статьи
Нарушение памяти у детей

Память – это сложнейший психический процесс, включающий в себя восприятие, запечатление, обработку, сохранение и воспроизведение информации. Развитие памяти - неотъемлемая часть развития личности.

Восстановление двигательной функции

Нарушение двигательной функции обусловлено патологическими процессами в нервной системе, проявляющимися в отсутствии проведения нервного импульса от головного мозга на периферию к мышцам.