Остеопатия при «неправильной» форме головы у детей, или можно ли исправить форму головы?

Остеопатия при «неправильной» форме головы у детей, или можно ли исправить форму головы?

В данной статье хотелось бы ответить на вопросы о том, по каким причинам у ребенка формируется «неправильная» форма черепа, к каким последствиям это может привести, как это профилактировать и что делать, если эта проблема уже имеет место быть.

Иногда неправильная форма головы имеет наследственную природу, но это скорее исключение, чем правило. Итак, каковы же причины данной патологии?

Как правило, форма черепа ребенка зависит от его положения в утробе матери, а так же процесса родов. Новорожденные, получившие травму во время родов, будут принимать удобное положение, снимающее напряжение тканей. Родители малыша, заботясь о комфорте их чада, не меняют положение головы ребенка, усугубляя тем самым асимметрию костей черепа. В силу пластичности костей, череп под собственной тяжестью может подвергаться процессу деформации.

В целом асимметрии поддаются коррекции, но на 80% успех будет зависеть от упорства и внимательности родителей. Необходимо будет следить за положением головы ребенка, менять его, использовать специальное устройство фиксирующее голову ребенка. В первый месяц жизни малыша это сделать наиболее просто, т.к. в этом возрасте дети менее подвижны, и сохраняют то положение, в котором его оставляют. В два месяца это осуществить уже более проблематично. В три практически невозможно.

Для чего необходима коррекция асимметрии костей черепа и какие могут быть последствия, если ее не устранить?

черепная остеопатия

Со стороны органов зрения при наличии асимметрии могут возникнуть такие осложнения как: астигматизм, косоглазие, гиперметропия и ранняя близорукость.

Органы слуха, на определенном жизненном этапе, так же могут поражаться, проявляясь нарушением пространственной ориентации, хроническими отитами.

Нос расположен по центру и состоит из левой и правой части, разделенных между собой перегородкой. При наличии асимметрии отмечается искривление носовой перегородки, что ведет к нарушению прохождения воздуха, слизистая не увлажняется в нужном объеме, таким образом, не выполняет свои бактерицидные свойства. Нарушение этой цепочки ведет к постоянно рецидивирующим респираторным заболеваниям.

Ротовая полость так же испытывает на себе влияние неправильного расположения костей черепа. В будущем это ведет к нарушению прикуса, деформации челюсти, проблемам с открыванием и закрыванием рта, щелчками в височно-челюстном суставе при жевании и зевоте.

Позвоночный столб так же страдает от асимметрии костей черепа. В дальнейшем все это проявляется сколиозом.

Таким образом, принимая во внимание все те негативные влияния, которые влечет за собой неправильное расположение костей черепа, первопричиной обращения к остеопату является вовсе не эстетический момент, а именно здоровье ребенка, его качественная жизнь без боли и страданий.

Малашенкова Надежда Владимировна
Автор статьи:
Малашенкова Надежда Владимировна
Остеопат (Doctor of osteopathy). Преподаватель Русской Высшей Школы Остеопатической Медицины. Врач – терапевт.
Уточняйте время приема специалиста
Рассказать о статье:
Оцените материал:
5/5 звезд
1 голос
 

Комментарии:

Гость
Гость2018.04.22 09:53:55 #ссылка
Здравствуйте, подскажите до какого возраста ребенка еще возможно исправить деформацию с помощью остеопатии?
Администратор
Администратор2018.12.24 09:38:51 #ссылка

Здравствуйте! Именно деформацию можно исправить до 2 месяцев, а вот негативное влияние сформировавшейся деформации - в любом возрасте.

Новый комментарий:
 

Читайте также:

Остеопатия при «неправильной» форме головы у детей, или можно ли исправить форму головы?

В данной статье хотелось бы ответить на вопросы о том, по каким причинам у ребенка формируется «неправильная» форма черепа, к каким последствиям это может привести, как это профилактировать и что делать, если эта проблема уже имеет место быть.

Иногда неправильная форма головы имеет наследственную природу, но это скорее исключение, чем правило. Итак, каковы же причины данной патологии?

Как правило, форма черепа ребенка зависит от его положения в утробе матери, а так же процесса родов. Новорожденные, получившие травму во время родов, будут принимать удобное положение, снимающее напряжение тканей. Родители малыша, заботясь о комфорте их чада, не меняют положение головы ребенка, усугубляя тем самым асимметрию костей черепа. В силу пластичности костей, череп под собственной тяжестью может подвергаться процессу деформации.

В целом асимметрии поддаются коррекции, но на 80% успех будет зависеть от упорства и внимательности родителей. Необходимо будет следить за положением головы ребенка, менять его, использовать специальное устройство фиксирующее голову ребенка. В первый месяц жизни малыша это сделать наиболее просто, т.к. в этом возрасте дети менее подвижны, и сохраняют то положение, в котором его оставляют. В два месяца это осуществить уже более проблематично. В три практически невозможно.

Для чего необходима коррекция асимметрии костей черепа и какие могут быть последствия, если ее не устранить?

черепная остеопатия

Со стороны органов зрения при наличии асимметрии могут возникнуть такие осложнения как: астигматизм, косоглазие, гиперметропия и ранняя близорукость.

Органы слуха, на определенном жизненном этапе, так же могут поражаться, проявляясь нарушением пространственной ориентации, хроническими отитами.

Нос расположен по центру и состоит из левой и правой части, разделенных между собой перегородкой. При наличии асимметрии отмечается искривление носовой перегородки, что ведет к нарушению прохождения воздуха, слизистая не увлажняется в нужном объеме, таким образом, не выполняет свои бактерицидные свойства. Нарушение этой цепочки ведет к постоянно рецидивирующим респираторным заболеваниям.

Ротовая полость так же испытывает на себе влияние неправильного расположения костей черепа. В будущем это ведет к нарушению прикуса, деформации челюсти, проблемам с открыванием и закрыванием рта, щелчками в височно-челюстном суставе при жевании и зевоте.

Позвоночный столб так же страдает от асимметрии костей черепа. В дальнейшем все это проявляется сколиозом.

Таким образом, принимая во внимание все те негативные влияния, которые влечет за собой неправильное расположение костей черепа, первопричиной обращения к остеопату является вовсе не эстетический момент, а именно здоровье ребенка, его качественная жизнь без боли и страданий.

Синдром дефицита внимания

В последнее время от родителей первоклассников — да и детей постарше — часто можно услышать слова: «Какой же он невнимательный и рассеянный! Постоянно всё забывает!». И не поспоришь: проблема дефицита внимания у детей стоит очень остро.

Опасен дефицит внимания тем, что лишает ребёнка возможности усваивать информацию. Это влечёт за собой не только проблемы с учёбой, но и неспособность завершить вообще никакие дела — даже те из них, которые доставляют малышу удовольствие.

Синдром недостаточности внимания — распространённое поведенческое расстройство, нередко принимаемое взрослыми за плохое воспитание. Мнение это ошибочно. Если недостатки воспитания можно устранить одними только родительскими усилиями, то с нарушением внимания не справятся ни увещевания, ни уговоры, ни наказания, ни другие воспитательные меры.

В среднем, такой синдром встречается у 5–10% детей, причём у мальчиков чаще, чем у девочек. Его лечение требует вмешательства врачей — пытаться устранить проблему самостоятельно чревато и опасно.

Симптомы синдрома дефицита внимания у детей

  • ребёнок не в состоянии длительное время заниматься какой-то одной деятельностью;
  • при выполнении определённой последовательности задач у ребёнка возникают трудности;
  • ребёнок часто теряет вещи, дезорганизован и нередко забывает о поручениях;
  • его легко отвлечь любым посторонним шумом, в том числе на школьных занятиях;
  • он старается избегать задач, связанных с вниманием и длительным интеллектуальным напряжением;
  • не может выполнить или закончить выполнять прямые инструкции;
  • при общении с ним создаётся впечатление, что ребёнок вовсе не слушает.

Причины синдрома дефицита внимания у ребёнка

Некогда данный синдром относили к минимальным дисфункциям головного мозга. Причинами его возникновения считаются перенесённые инфекции и родовые травмы; есть мнение и о наследственной передаче болезни, а также о внешних факторах и особенностях воспитания.

Врачи-остеопаты сходятся во мнении, что причиной синдрома недостаточности внимания у ребёнка часто становится именно родовая травма. Связано это с тем, что во время родов на голову ребёнка оказывается колоссальное давление. Чрезмерное сжатие костей черепа может нарушить работу некоторых участков мозга — особенно тех из них, которые отвечают за восприимчивость к обучению, память и внимание. Это и приводит к развитию минимальной мозговой дисфункции, которая проявляет себя как синдром недостаточности внимания.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Как лечить?

Синдром может лечиться медикаментозно, однако лучше всего проявила себя краниосакральная терапия, в ходе которой устраняется сама механическая компрессия костей черепа, после чего восстанавливается нормальная функция головного мозга. Череп представляет из себя сложную структуру из подвижных относительно друг друга костей. Грамотный остеопат в силах устранить любые функциональные нарушения путём выверенного воздействия на мягкие ткани и кости, вернув им естественную подвижность.

Помните! Начатое своевременно лечение позволяет навсегда избавиться от последствий самых страшных заболеваний.

Задержка психомоторного развития (ЗПР) у ребенка

Раннее развитие психоэмоциональной сферы ребенка – это сложный многоступенчатый процесс, на который влияют и генетические факторы, и внешняя среда. Базовые психические функции включают правильное восприятие окружающего мира, возможность произвести целенаправленное действие, мышление. Из этих функций вытекают более сложные и комплексные: память, речь, внимание, эмоции, воля, поведение и пр.

На ранних этапах развития ребенка психические и моторные функции тесно взаимосвязаны. Причин, которые приводят к нарушениям и задержке развития множество, в зависимости от этого в медицине выделяют следующие варианты:

  • Задержка и недоразвитие психических функций постоянного необратимого характера – олигофрения.
  • Полностью или частично обратимая задержка развития.
  • Повреждение после периода нормального развития – деменция.
  • Нарушения развития вследствие зрительного или слухового дефицита при нарушениях работы соответствующих сенсорных систем.
  • Варианты искаженного развития психики – детский аутизм, синдром Аспергера.
  • Нарушение гармоничности психики – психопатия. (В.В.Лебединский, 2003)

Диагностикой и лечением различных вариантов задержки развития у детей занимается детская психоневрология. Под «задержкой» понимается относительное снижение темпа психомоторного развития ребенка по сравнению со сверстниками (что как правило, четко отражено в возрастных нормах и критериях).

В отличие от прочих поражений нервной системы, задержка психомоторного развития всегда начинается с самого раннего детства, без предшествующего нормального периода, без обострений и ремиссий (что характерно больше для психических расстройств). По мере того, как ребенок растет, ЗПР постепенно сглаживается вплоть до школы. Если ее признаки остаются и в более старшем возрасте, следует думать об олигофрении (А.П.Скоромец, 2011).

Симптомы задержки психомоторного развития

Поскольку в раннем детстве двигательные функции тесно связаны с психическими, у младенцев задержка развития проявляется как правило, запаздыванием появления двигательных навыков. Ребенок долго не может научиться фиксировать взгляд, удерживать головку, переворачиваться, затем сидеть, произносить звуки и пр.

зпр у ребенка

После трехлетнего возраста основные проявления ЗПР переходят от двигательной в сторону психоэмоциональной сферы и аномалий социального поведения. На первый план выступают задержка речи, нарушения контроля эмоций, сложности в общении. Часто это маскирует интеллектуальный дефицит, который в школьном возрасте отчетливо проявляется в трудностях счета, понимания величины и размеров, скудных познаниях окружающего мира. Таким детям трудно пересказать прочитанное, понимать скрытый смысл в силу преобладания наглядно-образного мышления над логическим (связанным с внутренней речью), инерции психических процессов, их быстрой истощаемости.

Причины ЗПР и возможности лечения остеопатией

Хотя синдром обратимой ЗПР полиэтиологичен, основной причиной его, как правило, служит поражение нервной системы до или сразу после родов. В роли повреждающих факторов могут выступать как непосредственно родовые травмы, так и кислородное голодание (асфиксия). В меньшем числе случаев причиной ЗПР могут быть врожденные болезни, гидроцефалия, аномалии развития нервной системы.

Чем раньше начато лечение задержки развития, тем больше шансов на полное восстановление. Это относится, в основном, к последствиям родовых травм, когда у ребенка четко обнаруживается остеопатическая дисфункция.

По исследованиям остеопатов, у детей с ЗПР часто выявляются внутрикостные повреждения , смещения костей черепа от нормального положения, компрессия сфено-базилярного синхондроза и прочие повреждения, которые можно устранить остеопатическими методами.

При этом прослеживается строгая закономерность: повреждение, которое можно устранить за один сеанс сразу после родов, в трехмесячном возрасте уйдет после 3-5 сеансов, в возрасте года понадобится 2-3 курса, а в двухлетнем возрасте организм адаптируется к повреждению так, что его можно только скомпенсировать, но устранить уже не удастся.

Методики, применяемые при остеопатическом лечении ЗПР:

  • Декомпрессия сфенобазилярного синхондроза (СБС).
  • Дренаж венозных синусов и разгрузка желудочков при повышенном внутричерепном давлении, гидроцефалии.
  • Выравнивание и балансировка положения костей черепа (у детей это возможно, поскольку большая часть кости еще не успела окостенеть и представлена гибкой хрящевой тканью).
  • Выравнивание натяжения мембран.
  • Корректировка краниосакрального механизма и пр.

Оценить возможность лечения и дать прогноз в каждом конкретном случае можно лишь после очного осмотра ребенка врачом в клинике. Принципиальных противопоказаний для остеопатии у детей практически нет, поскольку подобрать подходящие методы можно почти всегда. Наши доктора имеют большой опыт работы с маленькими детьми и всегда рады сделать всё возможное для того, чтобы ваш малыш выздоровел как можно скорее!

О клинике

В нашем остеопатическом центре найдет помощь абсолютно любой пациент: и пожилой человек с болями в спине, и будущие мамы, заботящиеся о себе и своем младенце, и спортсмены, ищущие новые реабилитационные методики. Даже абсолютно здоровый человек получит пользу у нас: чуткие руки остеопата помогут выявить скрытые предрасположенности к болезни и предотвратить ее.

Новости остеопатии
2018-12-30

Доктор Кутузов и весь коллектив центра «Остеопат» поздравляет вас с наступающим Новым годом и грядущим Рождеством!

2018-12-18

11 декабря в Санкт-Петербурге состоялись несколько важных для остеопатии событий: заседание Профильной комиссии Минздрава, совещание руководителей остеопатических учебных заведений и конференция «Организация работы медицинских учреждений, оказывающих остеопатическую помощь населению».

2018-11-22

В Приказе №655н от 28 сентября Минздрав утвердил количество часов, необходимых для профессиональной переподготовки остеопатов: 3504 часа.

Новые статьи
Зачем показывать грудничка остеопату

Родители часто задаются вопросом, а есть ли необходимость в осмотре остеопатом их грудного ребенка? В этой статье мы опишем состояния, которые являются прямым показанием для посещения остеопата, а так же ответим на вопрос, почему же остеопату для профилактического осмотра стоит показывать абсолютно каждого грудничка.

Реабилитация после ЧМТ (черепно-мозговой травмы)

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) представляет собой повреждение черепа и внутричерепных образований (головного мозга, мозговых оболочек, черепных нервов, сосудов).